Маршак С. Собрание сочинений в 8 томах.
Т. 8. - М.: Художественная литература, 1972.
Письмо № 178, с. 235-237.
<Москва>, 30 декабря 1949 г.
Уважаемый тов. Панкратьев,
Вы просите меня поделиться воспоминаниями о "Доме литературного воспитания детей", в организации которого я принимал участие1.
К сожалению, продолжительная болезнь и обилие текущей работы лишает меня возможности написать подробно об этом замечательном начинании.
Отвечу Вам вкратце.
После конкурса юных дарований, организованного по инициативе незабвенного Сергея Мироновича, к нам в Союз писателей были присланы многочисленные рукописи поэтов-школьников.
Результаты конкурса оказались блестящими2.
Вероятно, предварительный отбор был поручен опытным и толковым людям. Из круга юных авторов, представленных к премиям, я с моими товарищами по работе отобрал человек 50-60. Перед нами встал вопрос: как помочь дальнейшему развитию этих талантливых детей? Для юных художников был открыт детский класс при Академии художеств, юных музыкантов направили в консерваторию. Создавать соответствующую этим детским классам Академии и консерватории "детскую литературную студию" нам казалось нецелесообразным. Из "вундеркиндов" редко выходят настоящие поэты и прозаики, а будущим писателям не нужна, вернее даже вредна, ранняя специализация.
Для ребят, получивших премии по литературе, была создана хорошая библиотека-читальня. При ней было организовано нечто вроде детского клуба, где читались и отдельные лекции по различным научным дисциплинам, и целые циклы лекций по литературе, истории и т. д. Задачей этих лекций было вызвать у ребят интерес к тем наукам, с начатками которых они знакомятся в школе. Например, беседа с видными учеными открывала перед юными слушателями большие перспективы физики, химии; рассказ замечательного исследователя полярных стран об открытых им островах давал ребятам представление о работе географа. Цикл лекций, посвященных Пушкину, сопровождался изучением рукописей великого поэта и подробным знакомством с "Пушкинскими местами".
Дети слушали хорошую музыку, посещали музеи.
Для бесед с ребятами часто приезжали старые большевики, ветераны гражданской войны, люди, лично знавшие Ленина, Калинина.
Каждое лето ребята совершали пешие прогулки и поездки по родной стране (если не ошибаюсь, - по Украине, по Волге, по Кавказу).
Таким образом, "Дом литературного воспитания" стремился развить в юных литераторах любовь к социалистической родине, интерес к ее настоящему и прошлому, стремился расширить их кругозор, научить их уважать и ценить разные отрасли человеческого знания и труда - для того, чтобы их будущая литературная работа была глубокоидейной и разносторонней.
Для того, чтобы ребята не замыкались в своем узком кругу, в клуб ежегодно вступали одаренные ребята из различных районов города.
Впоследствии Дом литературного воспитания влился в Ленинградский Дворец пионеров.
После моего отъезда из Ленинграда я не имел возможности следить за дальнейшей жизнью наших воспитанников. Знаю только, что некоторые из них стали журналистами, научными работниками, литераторами. Талантливые поэты Катульский и Поляков пали смертью храбрых на полях Великой Отечественной войны.
Вот вкратце то, что я могу рассказать об этом большом, интересном деле, на которое нас вдохновила неустанная забота партии о подрастающей смене. Вождь ленинградских большевиков С.М. Киров приложил много усилий к тому, чтобы конкурс юных дарований не стал самоцелью, а помог бы дальнейшему воспитанию и развитию талантов, обнаруженных в результате конкурса. Он вложил в это дело, как и во все другие свои начинания, глубокую политическую мысль и творческую инициативу.
Простите за краткость моих воспоминаний.
Желаю музею С.М. Кирова и всем его сотрудникам новых больших успехов в работе по собиранию материалов, которые помогут полнее воссоздать светлый образ Сергея Мироновича.
С искренним приветом
С. Маршак
______________
1. В письме от 14 декабря 1949 года А.И. Панкратьев (Ленинград), директор музея имени С.М. Кирова, просил прислать воспоминания о созданном по инициативе С.М. Кирова Доме литературного воспитания детей в Ленинграде. ↑
2. Конкурс был проведен в 1934 году. ↑