Главная > Эпистолярий > Алфавитный указатель переписки

Маршак С. Собрание сочинений в 8 томах.
Т. 8. - М.: Художественная литература, 1972.


Письмо С.Я. Маршака
А.И. Панкратьеву

Письмо № 178, с. 235-237.

<Москва>, 30 декабря 1949 г.

Уважаемый тов. Панкратьев,

Вы просите меня поделиться воспоминаниями о "Доме литературного воспитания детей", в организации которого я принимал участие1.

К сожалению, продолжительная болезнь и обилие текущей работы лишает меня возможности написать подробно об этом замечательном начинании.

Отвечу Вам вкратце.

После конкурса юных дарований, организованного по инициативе незабвенного Сергея Мироновича, к нам в Союз писателей были присланы многочисленные рукописи поэтов-школьников.

Результаты конкурса оказались блестящими2.

Вероятно, предварительный отбор был поручен опытным и толковым людям. Из круга юных авторов, представленных к премиям, я с моими товарищами по работе отобрал человек 50-60. Перед нами встал вопрос: как помочь дальнейшему развитию этих талантливых детей? Для юных художников был открыт детский класс при Академии художеств, юных музыкантов направили в консерваторию. Создавать соответствующую этим детским классам Академии и консерватории "детскую литературную студию" нам казалось нецелесообразным. Из "вундеркиндов" редко выходят настоящие поэты и прозаики, а будущим писателям не нужна, вернее даже вредна, ранняя специализация.

Для ребят, получивших премии по литературе, была создана хорошая библиотека-читальня. При ней было организовано нечто вроде детского клуба, где читались и отдельные лекции по различным научным дисциплинам, и целые циклы лекций по литературе, истории и т. д. Задачей этих лекций было вызвать у ребят интерес к тем наукам, с начатками которых они знакомятся в школе. Например, беседа с видными учеными открывала перед юными слушателями большие перспективы физики, химии; рассказ замечательного исследователя полярных стран об открытых им островах давал ребятам представление о работе географа. Цикл лекций, посвященных Пушкину, сопровождался изучением рукописей великого поэта и подробным знакомством с "Пушкинскими местами".

Дети слушали хорошую музыку, посещали музеи.

Для бесед с ребятами часто приезжали старые большевики, ветераны гражданской войны, люди, лично знавшие Ленина, Калинина.

Каждое лето ребята совершали пешие прогулки и поездки по родной стране (если не ошибаюсь, - по Украине, по Волге, по Кавказу).

Таким образом, "Дом литературного воспитания" стремился развить в юных литераторах любовь к социалистической родине, интерес к ее настоящему и прошлому, стремился расширить их кругозор, научить их уважать и ценить разные отрасли человеческого знания и труда - для того, чтобы их будущая литературная работа была глубокоидейной и разносторонней.

Для того, чтобы ребята не замыкались в своем узком кругу, в клуб ежегодно вступали одаренные ребята из различных районов города.

Впоследствии Дом литературного воспитания влился в Ленинградский Дворец пионеров.

После моего отъезда из Ленинграда я не имел возможности следить за дальнейшей жизнью наших воспитанников. Знаю только, что некоторые из них стали журналистами, научными работниками, литераторами. Талантливые поэты Катульский и Поляков пали смертью храбрых на полях Великой Отечественной войны.

Вот вкратце то, что я могу рассказать об этом большом, интересном деле, на которое нас вдохновила неустанная забота партии о подрастающей смене. Вождь ленинградских большевиков С.М. Киров приложил много усилий к тому, чтобы конкурс юных дарований не стал самоцелью, а помог бы дальнейшему воспитанию и развитию талантов, обнаруженных в результате конкурса. Он вложил в это дело, как и во все другие свои начинания, глубокую политическую мысль и творческую инициативу.

Простите за краткость моих воспоминаний.

Желаю музею С.М. Кирова и всем его сотрудникам новых больших успехов в работе по собиранию материалов, которые помогут полнее воссоздать светлый образ Сергея Мироновича.

С искренним приветом

С. Маршак

______________

1. В письме от 14 декабря 1949 года А.И. Панкратьев (Ленинград), директор музея имени С.М. Кирова, просил прислать воспоминания о созданном по инициативе С.М. Кирова Доме литературного воспитания детей в Ленинграде.  ↑ 

2. Конкурс был проведен в 1934 году.  ↑ 

Система Orphus
При использовании материалов обязательна
активная ссылка на сайт http://s-marshak.ru/
Яндекс.Метрика