Главная > В искусстве > Открытки > "В. Лебедев. Иллюстрации к произведениям С. Маршака"

А. Лазо

"В. Лебедев. Иллюстрации к произведениям С. Маршака"
Вступительная статья к набору открыток

Из огромного количества сделанных В.В. Лебедевым рисунков художник выбрал для воспроизведения здесь то, что ему больше нравится, то, что его радует и, наверно, так же обрадует зрителей.

Первый персонаж, с которым мы знакомимся - Толстяк из веселой сказки С. Маршака и В. Лебедева "Мороженое". Он бежит, катится, и сам похож на круглые шарики мороженого, оплывшие, размякшие в жару.

Дальше вы увидите отдельные страницы из книги "Цирк" С. Маршака и В. Лебедева, которая сделана в 1924 году, в первый год их совместной работы. Если Самуил Яковлевич Маршак не только поэт, но и художник, то в той же мере это относится и к Владимиру Васильевичу Лебедеву - он не только художник, но и поэт. Эта его работа не была иллюстрацией готового текста. Книга была задумана художником, поэт делал подписи к готовым рисункам.

Афиша "Цирк". Художник использует только два цвета: черный и красный. Оказывается, такое сочетание может быть веселым и праздничным.

Следующая картинка: цирковой номер Человек-птица. К черному и красному прибавились зеленый и желтый цвета, но дело не только в увеличении гаммы красок, а в том, как в рисунке передано движение. Кажется неправдоподобным, что клоун может держаться на вершине зыбкого сооружения из двух стульев и покачнувшегося стола. Но в этом секрет привлекательности циркового представления; в нем все на первый взгляд невозможно, неправдоподобно, как в сказке; замирает пораженный зритель, а на арене артисты легко и пластично проделывают самые невероятные трюки. Это ощущение эмоционально и динамично передал художник, передал скупыми средствами, ограничив рисунок сверху и снизу, как рамкой, такими же скупыми и емкими строчками текста. Буквы, их расположение, размер и цвет шрифта являются составной частью рисунка, а не словесным довеском и пояснением. Все сказанное выше целиком относится и к следующему рисунку Клоуны.

Художник не переносит на бумагу все что он видит, а отбирает самое характерное. Во всех цирках мира арена - круг одного и того же диаметра, как близнецы похожи персонажи-униформисты и оркестранты. А самое захватывающее, интересное в цирке - это то, что происходит на арене. На этом сосредоточил свое внимание художник, отбросив все остальное, оголив действие.

Клоун-рыболов в чем-то сродни толстяку из книги "Мороженое": в нем все намеренно бутафорское, преувеличенное. Но посмотрите на ослика - он настоящий, живой: так характерны семенящие движения его ножек, словно готовых подломиться под громадной фигурой клоуна. Одной закорючкой художник обозначил глаза, а смотрят они так печально! Лебедев любит и знает животных, рисует их с самого детства, и поэтому они у него всегда с характером, с настроением, со своими индивидуальными особенностями.

И вот завершающий рисунок из книги "Цирк" - Наездница. Меняется цветовой ритм, вместо строгой рамки черного шрифта - красные пылающие буквы. Кажется, зажглись все огни на арене, сверху из оркестра гремит традиционный марш: - Гоп. Гоп! Гоп. Алле! - и хочется отбивать такт ногой и ладонями скандировать: Гоп! Гоп. Алле! - вслед прекрасной мисс Дженни, гарцующей на коне. В этом рисунке - цвет и свет, музыка и радость, и движение. Как достиг этого художник? - не объяснишь - в этом секрет настоящего искусства.

После знакомого нам уже толстяка, снова обложка книги С. Маршака и В. Лебедева "Вчера и сегодня". Черная половина листа - "вчера", красно-голубая - "сегодня". В этом рисунке не только цвет, но и форма шрифта несут эмоциональную и смысловую нагрузку, говорят со зрителем.

Сгорбившаяся старуха с керосиновой лампой, мужик с ведрами и писарь-чиновник уходят, как черные призраки прошлого.

На нижней красной половине листа победно шагают электромонтер, водопроводчик, машинистка. С тех пор как были сделаны эти рисунки и до сегодняшних шестидесятых годов прошло целое сорокалетие, но они не устарели, советская эпоха живет в этих персонажах.

Титульный лист из той же книги, решенный как старая вывеска, показывает предметы старого быта, которые определяли и внешний и духовный облик людей уходящего "вчера".

В рисунках книги "Вчера и сегодня" и в близкой к ней по времени книге "Багаж", обложка которой воспроизведена здесь, остро чувствуется сатирическая направленность, способность художника к метким гоголевским характеристикам. Дама в мехах, экипаж - в этом рисунке характерные признаки времени, которое принято называть нэп.

В рисунках тридцатых годов и более поздних предвоенных и послевоенных лет художник ближе подходит к своим героям, пристальнее всматривается в них. Девочка с котенком, малыш в меховой шубке, который не боится мороза, и мальчик с лошадью - это не сусальные пай-детки, они, может быть, и некрасивые, но симпатичные, живые, настоящие. Художник сумел передать индивидуальные психологические черты каждого из них.

Рисунки Лебедева к детским книжкам Маршака всегда жизнерадостны - это настроение так хорошо чувствуется в "Веселых рисунках" и в обложке книги "Сорок семь сорок".

Острая наблюдательность всегда присуща рисункам Владимира Васильевича. Вот котята - их любят, наверно, все маленькие дети. На одном рисунке герой одноименной книги С. Маршака "Усатый-полосатый", играет бумажкой, привязанной за нитку; на другом - изображен озорной рыжий котенок из "Котят" С. Михалкова. Как живо переданы характерные кошачьи движения!

А рыжий жеребенок невольно вызывает улыбку. Лебедев хорошо знает повадки животных: мальчик не сумел коротко взять коня под недоуздок, и конь "забаловал", как говорят лошадники, норовисто вздернул голову, привстал на задних ногах.

И завершает подборку снова рисунок "Цирк", но сделанный уже в 1954 году. Художник поставил себе задачу дать общее представление о цирке, и поэтому не вдается в детали: арена освещена прожекторами, танцуют собачки и пони, а в глубине видны уходящие вверх ярусы кресел и зрители.

Вы познакомились с некоторыми работами большого художника. Творческая биография В.В. Лебедева началась еще до революции, он успешно работает и сейчас. Наверно, вы не раз еще встретитесь с ним в стенах музеев или на книжных прилавках.

Система Orphus
При использовании материалов обязательна
активная ссылка на сайт http://s-marshak.ru/
Яндекс.Метрика