Главная > О Маршаке

Дымшиц А.Л. Звенья памяти: портреты и зарисовки.
- М.: Советский писатель, 1968. С. 133-135.

Александр Дымшиц

Один из афоризмов Маршака

С С.Я. Маршаком я был мало знаком и, в отличие от ряда моих товарищей - выпускников Института истории искусств, никогда с ним не сотрудничал.

В первой половине тридцатых годов я слышал о нем столько доброго от своих друзей, что невольно стал присматриваться к чудодейственной его работе. Маршак не только писал замечательнейшие стихи для детей, не только виртуозно переводил английских и шотландских поэтов и английский фольклор. Он был еще целой "фабрикой, только без труб", неутомимо "изготовлявшей"... писателей для детей и юношества.

Кого только не вывел в ту пору Самуил Яковлевич на литературную дорогу... Его особенно увлекало приобщение к литературе людей негуманитарных профессий. С его активнейшей помощью приходили в детскую литературу водолаз Золотовский, железнодорожник, инженер Григорьев, актриса Голубева и многие другие. При ленинградском Дворце пионеров Маршак усердно пестовал литературную группу малышей, из которой со временем вышло несколько литераторов-профессионалов.

Мне всегда казалось, что Маршак - великолепнейший поэт не только для детей, но и для взрослых. То, что он адресовал ребятам, с увлечением читали и читают взрослые. Но со временем выяснилось, что Маршак и тончайший "взрослый" поэт, лирик глубочайшего философского содержания. И как поэт для детей, и как "взрослый" поэт Маршак в своем творчестве прочно опирался на мотивы и образы народной поэзии.

На тему о творчестве Маршака и его связях с народным устно-поэтическим творчеством я написал однажды статью в коллективном критическом сборнике. Книгу эту, когда она вышла, я послал Самуилу Яковлевичу и написал ему несколько слов привета от себя и от моей, тогда совсем маленькой дочки, в представлении которой Маршак приближался к богам и героям античной мифологии.

Вскоре от Самуила Яковлевича пришло письмо (датированное 31 декабря 1955 года), которое мне хочется привести полностью.

"Дорогой Александр Львович,

сердечно благодарю Вас за книгу и привет. Статью Вашу читаю с большим интересом, она очень содержательна, и в ней много свежих мыслей.

Связь литературы с фольклором жизненно необходима. Я бы сказал, что писатель без традиций - то же, что секундная стрелка без часовой.

Буду рад когда-нибудь поговорить с Вами, если мне случится быть в Ленинграде или Вы побываете в Москве. К сожалению, я последнее время болею, и мне никак не удается выбраться в Ленинград.

Поздравляю Вас с Новым годом, а Ниночке посылаю привет и книжки на память".

Свидеться с Маршаком мне привелось позднее. После его большого юбилея, отпразднованного в Москве, он приехал в Ленинград, где его чествовали в Доме писателя имени Маяковского. В тот вечер я делал доклад о Самуиле Яковлевиче, и после доклада мы успели немного поговорить. Маршак с волнением вспоминал о Ленинграде - городе его юности, первых лет его зрелости вспоминал о временах, когда выходили "Еж" и "Чиж", тепло говорил о Евгении Шварце, Заболоцком. Он сказал, что о той поре еще вспомнят по-хорошему, напишут воспоминания и статьи. И оказался прав, так как вскоре появились хорошие мемуарные очерки Исая Рахтанова - одного из тех писателей, что работали об руку с Маршаком в конце двадцатых и начале тридцатых годов.

По разным поводам приходилось мне иногда в разное время разговаривать с Маршаком по телефону. Последний из таких разговоров был незадолго до кончины Самуила Яковлевича. Я был тогда главным редактором в художественной кинематографии, и Маршак позвонил мне в связи с прохождением сценария "Город мастеров", в основе которого лежало произведение покойной Т. Габбе, долгие годы сотрудничавшей с Самуилом Яковлевичем. Моя секретарша, услышав в трубке: "Говорит Маршак", не вошла, а вбежала ко мне в кабинет с возгласом: "У телефона Самуил Яковлевич!" Она еще не так давно была ребенком, а какой ребенок не испытал влюбленности в автора "Мистера Твистера"?!

- Я позвонил Вам по поводу сценария "Город мастеров". Николай Робертович Эрдман написал превосходнейший сценарий. Мне хотелось бы, чтобы вы нашли время его прочитать и помогли его быстрому прохождению.

У меня были все основания сказать Самуилу Яковлевичу, что тревожиться ему не о чем. Сценарий Н. Эрдмана был действительно очень хорош, его уже многие читали, - оставалось осуществить фильм. Я заверил Маршака, что скоро будут начаты съемки.

Так оно и было. Съемки начались в скором времени. Фильм получился отличный. И единственно, о чем я горько пожалел при его появлении, - о невозможности показать его Маршаку. Самуила Яковлевича уже не было в живых.


Заканчивая эту заметку, я хочу особо оттенить значительность слов С.Я. Маршака: "Я бы сказал, что писатель без традиций - то же, что секундная стрелка без часовой".

Этот афоризм был высказан в связи с вопросом о поэтическом творчестве и народной словесности. Но значение его гораздо шире. И смысл этого изречения был подтвержден всей жизнью писателя, который всегда и во всем был продолжателем великих традиций великой русской литературы.

Подобно своему старшему другу Горькому, он был и неутомимым воспитателем молодых литераторов, заботившимся о своих учениках и товарищах до последнего своего вздоха.

При использовании материалов обязательна
активная ссылка на сайт http://s-marshak.ru/
Яндекс.Метрика