Главная > О Маршаке

"Семья и школа", № 12, 1971.
С. 32-35.

Маршак:
письма детям

Двух рыбаков - отца и сына - шторм застиг в открытом море и разломал их лодчонку. Рыбаки успели ухватиться за какие-то доски. Волны то относили их друг от друга, то сближали, и тогда отец, понимая, что у него уже нет надежды, а сын еще может спастись, выкрикивал сыну свои последние наставления: "Братьев и сестер береги!", "Словами не бросайся!", "Слабого не обижай!"... - "Отец, сейчас не время для этого!" - прокричал ему сын. - "Нет, именно сейчас время!" - донесся ответ...

Этот рассказ вспоминается, когда читаешь "Лирические эпиграммы" - последнюю книгу С. Маршака. В этой книге слышен голос человека, который, зная, что его время истекает, хочет донести до тех, кто его переживет, главные итоги своей жизни - сгустки нравственного опыта, спрессованные в стихотворные строки. В книге "Лирические эпиграммы" перед нами - лирик-воспитатель.

Воспитателем Маршак был всю жизнь. Каждая строчка его стихов и все они вместе весело и настойчиво внушают детям: "Пусть добрым будет ум у вас, а сердце умным будет!"

Мало кому ведомо, что не только на страницах своих книг, но и в жизни Маршак был неутомимым воспитателем. Его педагогический стаж сравним с литературным. "Школа простой жизни" в Англии, помощь детям беженцев в Воронеже во время империалистической войны, "Детский городок" в Краснодаре после войны гражданской, колония под Петрозаводском, Дом пионеров в Ленинграде - таков далеко не полный "послужной список" Маршака-педагога. Он не полон, потому что воспитание было для Маршака не службой, отбываемой в определенные часы, а призванием, делом каждой минуты всей жизни: помогал ли он ставить пьесу, редактировал ли чужие сочинения или выступал на детском утреннике.

Таков он и в письмах, публикуемых здесь. Тон его писем детям - серьезный, уважительный, но в то же время не засушенный серьезностью, легко переходящий на шутку, на игру. Дружеские советы старшего не превращаются в унылое морализаторство: "Мораль нужна, но - никаких гвоздей!" Он заметно дорожит доверительностью своих юных корреспондентов. Отказывая в просьбе сочинить стихи "на случай", он делает это так деликатно, что самый отказ становится для ребенка поучительным. Интересно, что едва ли не единственное стихотворение, написанное по просьбе детей, посвящено коллеге поэта - учительнице. В письмах к детям Маршак стремится проникнуть в психологию ребенка и помочь ему понять самого себя: воспитание для Маршака неотделимо от самовоспитания. Он знал также, что подарить ребенку незатейливую шутку - тоже полезное воспитательное дело. Маршак учит человечности, правдивости, самокритичности, любви к труду и серьезному отношению к жизни и литературе. Короче, письма Маршака детям - это письма учителя.

М. Петровский

И.С. Маршаку

Кисловодск, 17 августа 1935 г.

Мой дорогой мальчик Элик,

Очень рад был твоему короткому, но хорошему и бодрому письму. Все же хотел бы знать, как ты устроился - один или с кем-нибудь, как питаешься, как проводишь день. Отцы - очень любопытный народ, и их интересуют всяческие бытовые подробности, которые романтическому возрасту представляются весьма маловажными.

Хорошая ли публика окружает тебя в санатории? Встречаешься ли с кем-нибудь или бродишь один? По совести говоря, я не очень люблю литературную братию - особенно на курортах. Ты пишешь, что катаешься на лодке по морю. Это очень хорошо, но естественно вызывает во мне некоторую тревогу (это тоже странность, свойственная родителям). Будь осторожен и пиши мне почаще. А от парашютов, планеров и поздних ночных прогулок лучше всего воздержись.

Я начал лечиться, принимать ванны и ходить. В первые дни я был в очень сонном состоянии, - теперь понемногу прихожу в себя. Читаю Шекспира по-английски - хроники. Постараюсь бросить курить, хоть это будет трудно. Погода стоит облачная, часто дождь, но все же изредка проглядывает солнце и даже печет. Как у вас? От мамы и Яшеньки получил одно письмо (конечно, твой брат ограничился двумя классическими для него словами "Целую Яша"). Пиши им и мне почаще хоть открыточки.

Крепко, горячо целую тебя, мой хороший мальчик.

Твой С. Маршак

И. Кузьменко

Москва, 3 марта 1955 г.

Дорогой Игорь,

Редакция переслала мне твое письмо и фотографию.

Новых стихов к 8-му Марта у меня нет. Да и письмо твое я получил слишком поздно.

Очень рад, что ты любишь стихи. Читай их побольше и повнимательнее, а выступай пореже и не гоняйся за шумным успехом. У тебя еще все впереди.

Желаю тебе и в дальнейшем отлично учиться, любить поэзию и быть здоровым.

Твой С. Маршак

Любе Крюковой

Москва, 28 марта 1957 г.

Дорогая Люба Крюкова,

Ты пишешь, что тебе и ребятам твоего класса понравились мои книжки. А мне очень понравилось твое письмо. Оно написано толково и красиво. Передай мой сердечный привет всем своим одноклассникам и учительнице, которая научила тебя так хорошо писать.

С. Маршак

К ребятам-читателям

(Ноябрь 1957 г.)

Мои дорогие ребята!

Я хотел бы рассказать вам к празднику что-нибудь смешное.

Что бы такое рассказать вам?

Ну, слушайте.

У моего сына есть сын, мой внук.

Когда ему было лет пять, он сказал мне:

- Знаешь, дедушка. Я вырасту и постараюсь придумать такое лекарство, чтобы люди становились моложе. Ты проглотишь несколько маленьких-маленьких пилюль, и тебе будет двенадцать лет.

- Отлично, - говорю я. - А моему сыну - то есть твоему отцу - сколько же тогда будет?

Внук подумал-подумал, а потом сказал:

- Ну, он еще не родится!

Мои дорогие ребята, мне скоро будет семьдесят лет. Когда я был маленький, я с нетерпением ждал дня рождения и старался угадать, что мне подарят к этому дню.

Шестьдесят девять раз праздновал я день рождения, и почти каждый раз мне что-нибудь дарили.

Но пора и честь знать. Теперь я думаю: что бы такое подарить другим.

Хорошо было бы, если бы я мог достать где-нибудь и подарить каждому из моих знакомых ребят маленькую говорящую куколку, которая говорила бы только такие слова, которые человеку в эту минуту нужнее всего.

Например:

- Не печалься. Будет и на твоей улице праздник.

Или:

- Не бойся! Бывают на свете вещи и пострашнее!

Или:

- Не обижайся. Будь умнее своего обидчика!

И много еще других нужных слов придумал бы я для своих говорящих кукол.

Но так как таких куколок не достать, я посоветовал бы всем знакомым ребятам говорить самим себе в трудную минуту те слова, которые могут их утешить, успокоить, развеселить, сделать их добрее, храбрее, умнее, терпеливее.

Вот это был бы хороший подарок ко дню рождения.

Впрочем, не всякий эти нужные слова в нужную минуту выдумает.

Куколок, говорящих умные слова, на свете нет, но есть другие говорящие вещи. Это хорошие книжки.

Надо только подобрать такие книжки, которые больше всего могут пригодиться и детям, и большим, и молодым, и старым.

Вот и я к моему семидесятому дню рождения был бы рад получить в подарок еще одну умную, добрую, смелую книгу!

С. Маршак

Тане Хохловой

Москва, 19 июля 1961 г.

Дорогая Таня,

Я очень рад, что ты увлекаешься математикой, физикой, русской литературой и другими предметами да еще изучаешь английский язык.

Все это очень хорошо, но скажу тебе по секрету, что стихи ты пока пишешь плохо. Правда, тебе не так уж много лет. Но, читая Пушкина, Льва Толстого, Чехова, Горького, ты могла бы уже настолько развить свой вкус, чтоб отличать хорошие стихи от плохих.

В присланном мне стихотворении ты перечисляешь различные ландшафты (горы, равнины, степи, плоскогорья и прочее) и деловито сообщаешь, что в поле растет рожь, много кустов виноградника, но плох урожай картофеля. Очевидно, ты полагаешь, что всякие рифмованные строчки можно назвать стихами.

Не обижайся на меня за то, что я пишу тебе правду о твоих стихах. Если ты меня поймешь, ты будешь внимательнее читать Пушкина и других поэтов и в конце концов увидишь, что в этих стихах хорошего, что мы в них ценим и чем дорожим.

Постарайся относиться к занятиям, к чтению глубже, серьезнее. Только тогда добьешься в жизни чего-нибудь хорошего.

От души желаю тебе счастья и успехов.

С. Маршак

Учащимся
10-го спецкласса пионервожатых
средней школы № 6 гор. Ялты

Ялта, 16 октября 1962 г.

Дорогие товарищи,

Я очень жалею, что по состоянию здоровья не могу встретиться и побеседовать с вами.

Вы правильно считаете свою работу интересной и нужной. Не обращайте внимания на тех, кто не понимает сущности вашей работы и посмеивается над вами.

Воспитательная работа сейчас важна, как никогда не было до сих пор. Большинство родителей так занято, что не может уделять достаточного внимания и времени детям. Вы, старшие товарищи младших школьников, можете оказать существенную помощь и учителям и родителям, если будете относиться к обязанностям вожатых не формально, а искренне и горячо, вникая во все заботы и нужды каждого из ребят.

Помните, что, воспитывая других, вы тем самым воспитываете и самих себя.

Относитесь к младшим не свысока, а по-товарищески. Только тогда они будут доверять вам и слушаться ваших советов.

Я думаю, было бы хорошо, если бы вы вели дневник своей воспитательной работы - не формальный и сухой отчет, а именно дневник, в котором бы вы искренне и запросто записывали свои мысли и наблюдения, отмечали свои успехи и неудачи.

Воспитательной работой занята сейчас вся наша страна. Каждый мастер учит у нас своих помощников и учеников. И ваш воспитательский опыт пригодится вам в будущем, даже если вы не будете профессиональными педагогами. От всей души желаю вам успеха в вашей доброй и благородной работе.

Сердечно благодарю вас за привет и поздравление с предстоящим днем моего рождения.

В Ялте я провел лучшие годы своей юности. В 1904-м - 1906-м году я жил здесь в семье Горького и учился в гимназии. В Ялте я пережил бурные дни первой революции 1905-го года.

И вот теперь, накануне своего 75-летия, я снова оказался в Ялте. Крепко обнимаю вас, мои дорогие земляки, и желаю вам счастья, здоровья и успехов.

Ваш С. Маршак

Читателям японского издания
"Советской детской энциклопедии"

(Январь 1963 г.)

От всей души приветствую выпускаемую издательством "Рирон-ся" "Советскую детскую энциклопедию" на японском языке.

О чужих странах дети обычно знают по нескольким скупым строчкам в учебниках географии да еще по иностранным почтовым маркам, которые они с таким увлечением собирают.

Иной раз к ним попадает в руки переводы зарубежных художественных произведений - повестей, пьес, сказок, стихов.

Японии принадлежит одно из первых мест в мире по количеству и качеству изданий детских книг разных народов. Книги эти, выпускаемые целыми сериями, расширяют кругозор юных читателей, учат их понимать, что мир не кончается за пределами их страны, возбуждают в них интерес к жизни и культуре других народов.

С удовлетворением отмечу, что лучшие издательства Японии и ее отличные переводчики сделали очень много для того, чтобы познакомить детей и юношей с нашей советской и классической русской литературой.

Переводы выдающихся образцов литературы дают ребятам живое и красочное представление о том, как живут другие народы, как они строят свое будущее.

Недаром мой учитель и друг, великий писатель Максим Горький, намечая программу нашего детского издательства, придавал первостепенное значение серии книг, посвященной истории и быту разных народов и стран.

Я уверен, что выпускаемая в Японии "Советская детская энциклопедия" не только широко и разносторонне покажет читателям, чем живет и что строит наша страна, но и упрочит дружбу между великими народами Советского Союза и Японии - дружбу, которая так важна для мира во всем мире.

Ведь те самые ребята, которые сейчас сидят за партами и весело играют на дворе или в саду, будут решать когда-нибудь судьбы мира, будут строителями культуры завтрашнего дня.

Сделаем же все для того, чтобы оградить их от старых предрассудков и воспитать в них чувство международной дружбы и братства.

Норильским ребятам-телезрителям

Москва, 4 апреля 1963 г.

Дорогие ребята,

Письмо ваше я получил с опозданием и поэтому ответил вам телеграммой.

Сейчас, вернувшись из санатория, я хочу еще раз поблагодарить вас за ваше умное и доброе письмо. Мне даже захотелось что-нибудь написать о вашем Северке, если мне только позволит здоровье. Надеюсь, что вы найдете время для того, чтобы написать мне подробно о своем городе и крае, о своей жизни и о Северке.

Какого Северок роста, из чего он сделан, во что одет? Если можно, пришлите его фотографию. Рассказывает ли он сказки, поет ли, танцует ли? В каких передачах участвует? Что пишут ему ребята?

Очень забавно вы рассказали о том, что случилось на почте, когда ребята получили для Северка посылку. Может быть, припомните еще какие-нибудь интересные или забавные случаи, связанные с Северком. Пишите о вашей школьной и пионерской жизни. Расскажите о вашей природе и о ваших земляках, которые чем-либо интересны.

Вот сколько вопросов я вам задал! Чтобы вам было нетрудно, вы можете ответы распределить между собой. Только пишите мне запросто, свободно, как своему другу.

Крепко вас обнимаю и желаю вам здоровья и успехов.

Ваш С. Маршак

Я.И. Маршаку

Ялта, 30 мая 1963 г.

Мой дорогой Яшенька,

Я был очень рад получить от тебя письмо. Думаю, что нам следует почаще общаться друг с другом, говорить по душам или переписываться. В Москве мы оба очень заняты и потому встречаемся редко.

По-моему, тебе сейчас надо сделать все от тебя зависящее, чтобы преодолеть то предубеждение, которое отчасти по твоей вине, отчасти и независимо от твоего поведения создалось в школе. Ты прав в том, что больше винишь за это не учителей, а себя самого. С этого всегда надо начинать оценку своего положения в обществе. И то, что ты, по твоему собственному утверждению, не был собой, а играл какую-то роль, думая больше о впечатлении, которое ты производишь на своих товарищей по классу, чем о деле, и создало ту путаницу, из которой теперь - накануне окончания школы - ты должен найти выход. Но я верю в твои способности и в твои силы.

Начнем с твоих неуспехов в занятиях по литературе. О какой "безграмотности" говорит твой преподаватель? Неужели ты делаешь грамматические ошибки? Думаю, что дело не в этом. А что касается неумения выражать свои мысли, то этим страдает большинство нашей молодежи. Очень немногие развивают эту способность писанием писем, систематическим ведением дневников, внимательным, вдумчивым чтением лучших образцов художественной литературы и статей таких критиков, как Белинский, Добролюбов, Писарев, пушкинской прозы (включая его исторические очерки о Пугачеве, о Петре, его заметки о литературе и письма), прозы Лермонтова, блестящей прозы Герцена ("Былое и думы"), Чернышевского и других. В твоем возрасте я читал Плеханова, Ленина. Я называю здесь очень много авторов, всего не одолеешь сразу, но нужно постепенно развивать в себе привычку к серьезному чтению - и не только беллетристики, хоть и ее надо читать и перечитывать по мере того, как ты становишься старше и сознательнее. Конечно, не так легко совмещать чтение со школьными предметами. Да и для прогулок и развлечений нужно время. И все же люди, у которых были духовные запросы, умели все это совмещать.

Твоим школьным занятиям в значительной степени помешали болезни. В школе должны это знать и учитывать. Ведь вот, например, твоя учительница математики оценила то, что ты не отстал по ее предмету, несмотря на то что долго находился в больнице.

Очень рад, что ты попытаешься "реабилитировать" себя и по Горькому, как это тебе удалось в отношении Чехова.

Не знаю, что за человек твой классный руководитель. Но надеюсь, что искренний и серьезный разговор с ним позволит ему понять умом и сердцем и причины твоего отставания по некоторый предметам (главным образом болезнь), и твою решимость наверстать упущенное.

Больше всего меня радует в твоем письме то, что я слышу в нем - по пушкинскому выражению - "речь не мальчика, но мужа".

Желаю тебе, мой дорогой, решительных и заметных успехов в твоих школьных делах. Главное зависит от умения умно и рационально распределить свое время. И работать не порывами, а спокойно и систематично.

Крепко целую тебя и очень люблю.

Твой С. Маршак

Кравцовой Гале

Москва, 16 апреля 1964 г.

Дорогая Галя,

Твое письмо было получено в то время, когда я находился в санатории. Поэтому отвечаю тебе с опозданием. Твою просьбу я постарался исполнить - стихи, посвященные учительнице Марии Антоновне, я написал и посылаю тебе. Как ты сама понимаешь, написать стихи о твоей учительнице, о которой я знаю только по твоему письму, было нелегко, но я не мог отказать тебе и твоим товарищам по классу.

Передай, пожалуйста, Марии Антоновне мой искренний привет и самые добрые пожелания.

А тебе и всем восьмиклассникам желаю с успехом перейти в девятый класс и хорошо отдохнуть на каникулах.

Твой С. Маршак

Дорогая Мария Антоновна!
На отдых провожая Вас
С горячею любовью,
От всей души желает класс
Вам счастья и здоровья.
Всю жизнь мы будем
                                вспоминать,
Как, не тая улыбки,
Вы возвращали нам тетрадь,
Где не было ошибки,
Как были Вы огорчены,
Когда (хотя и редко)
Поставить были Вы должны
Плохую нам отметку.
Детьми мы были и подчас,
Шаля, не замечали
Во взгляде Ваших добрых глаз
Заботы и печали.
Но мы взрослеем с каждым
                                          днем -
И Ваши все уроки
С собой в дорогу мы возьмем,
Вступая в мир широкий!

Светлане Кусковой

Москва, 18 марта 1964 г.

Дорогая Светлана,

Я очень рад, что ты любишь петь, танцевать, читать книги. Мне трудно посоветовать тебе, какую профессию выбрать, так как я не знаю, к чему у тебя есть способности. Посоветуйся с педагогами или другими людьми, которые тебя больше и глубже знают.

Могу только сказать, что профессию нужно выбирать обдуманно и серьезно.

От всей души желаю тебе счастья, успехов во всех твоих занятиях.

С любовью С. Маршак

Сереже Валовому-Самойленко

Москва, 14 мая 1964

Мой дорогой друг Сережа,

Спасибо тебе за карточку, где ты снят с Дедом Морозом. Я тоже дед, но без бороды.

Вот стихи, тебе посвященные:

Дед Мороз пугал Сережу:
- Я Сережу заморожу! -
А Сергей ему в ответ
Говорит: - Боюсь, что нет!

Крепко тебя целую и шлю привет твоей маме.

С. Маршак

Система Orphus
При использовании материалов обязательна
активная ссылка на сайт http://s-marshak.ru/
Яндекс.Метрика