Главная > О Маршаке

В. Разова. С.Я. Маршак. Семинарий -
Министерство культуры РСФСР Ленинградский
государственный институт культуры
имени Н.К. Крупской, Ленинград, 1970, с. 44-47а.

В. Разова

ЧАСТЬ II
Темы для самостоятельных работ
(с основной библиографией)

Маршак - сатирик

Свою литературную деятельность С.Я. Маршак начал в петербургских газетах и журналах, и этот период творчества наложил отпечаток на всю его дальнейшую писательскую судьбу. Поэт-сатирик выступил со своими произведениями в сложный период истории нашего государства - в годы первой русской революции, в годы революционных боев пролетариата с самодержавием. Стремление расшатать царский режим, нашедшее отражение в усилении сатирической струи в литературе, характерно и для фельетонов Маршака, выступавшего под псевдонимами: Я. Самойлов, М. Кучумов, Михайлов, С. Яковлев, СМ., Доктор Фрикен, Уэллер.

Прослеживая путь от фельетониста Уэллера до сатирика Маршака, можно убедиться в сложности творческих исканий поэта. Начав работать в среде либерально настроенной интеллигенции, поэт учился мастерству у талантливых юмористов - А.Аверченко, Тэффи, Саши Черного, Л. Потемкина. На страницах журнала "Сатирикон" - самого оппозиционного журнала среди мелкобуржуазных печатных органов того времени, он выступал с позиций стихийного демократизма. Все темы Фрикена-Уэллера были на злобу дня: он писал о Думе и об отречении Илиодора, о постройке Охтенского моста и об англичанах, о миллионах князя Огинского и сомнениях Юань-Шикая... Начинающий журналист находился в самой гуще житейских и политических событий, не боялся браться за самые острые темы дня. Фельетон - как жанр оперативного вмешательства в жизнь - открывал перед ним большие возможности.

Творчество Маршака-сатирика продолжалось в годы гражданской войны. Под псевдонимом Д-ръ Фрикен был опубликован сборник его сатирических произведений этого периода - "Сатиры и эпиграммы" (Екатеринодар, 1919). Идейная неуравновешенность, отразившаяся в этой книге, была свойственна в те годы многим представителям отечественной интеллигенции. Живя вдали от центров революционной борьбы, молодой литератор не всегда умел верно ориентироваться в политической обстановке, однако еще до приходе Красной Армии на Кубань он определил, с кем идти дальше, отказавшись эмигрировать за границу. В первые дни восстановления советской власти в Краснодаре Маршак, читая лекции, создавая первый в стране театр для детей и Детский Городок, стал одним из ведущих деятелей культуры.

Между сатирическими стихами Маршака, написанными в годы гражданской войны, и сатирическими подписями под карикатурами Кукрыниксов и под плакатами, созданными в годы Великой Отечественной войны, пролегли годы творчества в области детской литературы. К этому времени поэт отточил свое мастерство, стал ведущим детским писателем. Художественные достижения Маршака-поэта для детей - нашли свое яркое воплощение в книге "Блиц-фрицы".

Именно в годы Великой Отечественной войны с наибольшей полнотой отразилась идейно-художественная зрелость Маршака-сатирика. Его сатирические стихи представляют собой глубокие обобщения, выраженные в яркой агитационной форме. Поэт успешно продолжил традиции двух мастеров этого жанра - Демьяна Бедного и Маяковского; ОКНА ТАСС стали продолжением ОКОН РОСТА.

В послевоенные годы наметился новый этап в творчестве Маршака-сатирика. Наряду с подписями под карикатурами, рядом с короткими эпиграммами появилась новая сатирическая форма стиха подпись под фотодокументом. В эти годы поэт вернулся на новой идейно-художественной основе к своему излюбленному жанру стихотворного фельетона. Но, сохранив с юношеских лет оперативность и страстную заинтересованность в теме, Маршак в фельетонах 50-60-х годов обогащает сатирический жанр, находя новые средства художественной выразительности.

Проследить путь от фельетонов дореволюционного времени до произведений народного поэта-сатирика - такова задача изучения этого аспекта поэтической работы Маршака. Но для того, чтобы справиться с таким заданием, необходимо проследить каждый этап этого пути. В то же время любая из предложенных ниже тем может быть самостоятельным исследованием.

1. Дореволюционные фельетоны

Стихийный демократизм в оценке политических событий. Принцип отбора объектов сатиры и фактов для стихотворений. Злободневность тем начинающего сатирика.

Отсутствие четких идейно-художественных позиций. Противоречивость произведений. Острые и смелые фельетоны ("Сомнения Юань-Шикая", "Вопль отчаяния", "Ьаллада" и другие). Легковесные фельетоны, способные только посмешить ("В городском сквере", "Спиритизм", "Муравей и стрекоза" и другие). Подражательность в этот первый период творчества. Однообразие художественных средств и копирование сатирических приемов осмеяния. Пародия в творчестве Уэллера-Фрикена. Поиски учителей. Отсутствие формалистических увлечений, столь модных в поэзии тех лет. Роль в этом знаменитого стасовского кружка, оказавшего в предыдущие годы благотворное влияние на начинающего поэта. Реалистические основы его творчества.

2. В годы гражданской войны

Политическая обстановка на Кубани с 1917 по 1920 год. Сотрудничество доктора Фрикена в газете "Утро Юга" в годы белогвардейского режима. Постепенное осознание им пагубности возвращения старого режима. Демократизм молодого газетчика, его смелые выступления против эсеров.

Мотивы сомнения и отчаяния в творчестве этих лет.

Выход из грозящего поэту творческого кризиса с приходом Красной Армии в Краснодар. Активная общественная деятельность.

3. Автор ОКОН ТАСС

Новый этап в творчестве Маршака-сатирика. Пафос гражданственности в сатирических стихах поэта периода Великой Отечественной войны. Народность его творчества. Всеобщее признание высокого мастерства сатирических подписей под карикатурами Кукрыниксов, под плакатами, на пачках табака и концентратов.

Многообразие художественных форм сатиры военных лет. Снайперская меткость языка. Соединение слова и карикатуры. Самостоятельная ценность подписей под рисунком.

"Блиц-фрицы" как достойное продолжение "Маяковской галереи". Сравнительный анализ сатирических стихов Маршака и произведений других поэтов, работавших в области этого жанра в годы Великой Отечественной войны.

Значение сатирического творчества Маршака Великой Отечественной войны для дальнейшего развития его таланта и успехов советской литературы в целом.

4. Сатира последние лет

Злободневность сатирических стихов. Новые объекты сатиры в его фельетонах на международные темы. Соединение в лучших из них молодого задора Уэллера с мудростью старого поэта.

Новые художественные выразительные средства осмеяния. "Бени-люкс", "Три слога", "Голос Америки" и другие международные фельетоны как пример агитационной силы стихов Маршака.

Обращение к темам внутренней жизни страны. Сатирические образы людей, мешающих продвижению страны к коммунизму. Стихотворение "Столочеловек" как пример гражданского отношения его автора к судьбам советского общества. Продолжение традиций Маяковского.

Литература к разделу

Маршак С. О нашей сатире. - "Литература и искусство", 1943, 17 июля, № 29, с. 3.

Чуковский К. У живого источника. - "Литература и искусство", 1943, 13 февр., с. 3. Смирнова В. С.Я. Маршак. Критико-биографический очерк. М., 1954, с. 36-46.

Галанов Б. Мастерство сатиры. - "Знамя", 1955, № 2, с. 158-168.

Галанов Б. Сатира С.Я. Маршака. - В кн.: С.Я. Маршак. Сатирические стихи, эпиграммы, сказки. М., 1958, с. 3-5.

Лейбсон В. Сатира и публицистика Маршака для детей. - "Дошкольное воспитание", 1962, № 11, с. 98-106.

Куценко И. Публицистическая поэзия С.Я. Маршака в 1918-1920- годах. - "Вопросы литературы", 1965, № 8, с. 249-251.

Галанов Б. С.Я. Маршак. Жизнь и творчество. М., 1965, с. 145-181.

Разова В. Дореволюционная сатира Маршака. - В кн.: Тезисы докладов научной конференции 28 февраля - 1 марта 1967 года. Л., 1967, с. 30-31.

Куценко И. "Доктор Фрикен". Публицистическая поэзия С.Я. Маршака в 1918-1920 годах. "Кубань", 1967, № 4, апрель, с. 98-101.

Галанов Б. Маршак смеется. - "Литературная газета", 1968, 24 апреля, с. 16.

При использовании материалов обязательна
активная ссылка на сайт http://s-marshak.ru/
Яндекс.Метрика