Главная > О Маршаке

В. Разова. С.Я. Маршак. Семинарий -
Министерство культуры РСФСР Ленинградский
государственный институт культуры
имени Н.К. Крупской, Ленинград, 1970, с. 47б-51.

В. Разова

ЧАСТЬ II
Темы для самостоятельных работ
(с основной библиографией)

Лирика

Широким кругам советских читателей Маршак-лирик стал известен в последние годы творчества. Лирические стихи, привлекшие внимание любителей поэзии, были написаны на склоне лет, в том возрасте, когда обычно пишут мемуары. В них отразилась богатая художественная натура поэта, его духовные запросы, мысли о времени и о себе, глубокие раздумья на вечно волнующие темы жизни ("Человек и Природа", "Время и любовь", "Цена жизни" и др.).

Пейзажная лирика Маршака полна звуков и красок. Его стихи передают такие настроения и переживания человека, которые имеют общечеловеческий смысл и лишены столь частого для лирической поэзии узкобиографического элемента. Даже глубоко интимные переживания поэта словно бы подернуты завесой времени, отодвинуты вглубь памяти, а поэтому они производят впечатление всеобщности, универсальности произошедшего.

Лучшие лирические стихотворения поэта ("Апрельский дождь", "Бор", "Когда как темная вода", "Ты много ли видел на свете берез", "Ландыш", "Встреча в пути", "Люди пишут, а время стирает" и др.) говорят об умении поэта использовать богатые возможности русского языка для создания звукового, графического и живописного образа.

Стиховая культура поэта - свидетельство овладения лучшими традициями русской и мировой поэзии. С.Я. Маршак смело вводит в советскую поэзию новые сочетания размеров, оживляет ритм и интонацию, разнообразит рифмовку и тем самым обогащает современную лирику. Маршак умеет обнаружить бесконечные возможности, которые заложены в самых, казалось бы, простых и всем известных размерах и рифмах.

Глубокие философские обобщения выражены в стихах поэта в такой классически ясной форме, с такой душевной щедростью, скромностью и чистотой, что становятся доступными и близкими самым широким слоям читателей.

Классическая традиция в лирике Маршака слышна совершенно явственно. Когда А. Фадеев говорил о пушкинской ясности стиха у советского поэта, он имел в виду творчество Маршака в целом. Но его лирические стихотворения, пожалуй, наиболее отчетливо несут на себе благородную печать русской классической поэзии. Кроме пушкинской традиции, в лирике поэта можно проследить развитие традиций Некрасова и Тютчева.

Своеобразие художественного мышления Маршака отвечает современным духовным запросам человека. Излюбленный жанр лирики поэта последних лет - лирическая миниатюра, позволяющая спрессовать материал огромной интеллектуальной и эмоциональной силы до пословицы, до афоризма. Стремительность умозаключений, раскрытие сложных нравственных понятий, концентрация мысли - вот чем привлекает читателя лирика старого поэта.

Современность поэзии выражается не только в том, какой жизненный материал лег в ее основу, но главным образом - в отношении к нему поэта, в его гражданской и художнической позиции. Лирика Маршака по своей нравственной и интеллектуальной силе отвечает нашему представлению об облике современного человека, который глубоко задумывается о своем месте в жизни природы и общества. Гармония лирики поэта достигается не за счет внешнего разнообразия структуры строфы, а сочетанием глубины философского содержания с классически ясной формой.

Стараясь понять эволюцию Маршака-художника, необходимо обратиться к истокам его лирики, уходящим в дореволюционные годы. С 1904 года, когда в журнале "Еврейская жизнь" (№ б, июнь и № 8, август) появились его первые лирические стихи, молодой стихотворец обнаружил тяготение к медитативной поэзии.

Несмотря на литературную незрелость и подражательность юношеской лирики Маршака, в ней ясно просвечивает будущий зрелый автор "Избранной лирики". Поэтому следует внимательно изучить и эту первую ступень в развитии Маршака-лирика.

1. Философская лирика

Период поэтического ученичества. Поиски нужных форы и жанров (Поэмы "Франческа-да-Рамини", "В память Антокольского" и др.). Склонность к обобщению жизненных явлений, к философскому раздумью о смысле человеческой жизни. Медитативный характер уже первых проб лирического пера.

Пейзажные зарисовки дореволюционных лет. Пушкинское начало в юношеской лирике Маршака. Влияние В.В. Стасова на понимание роли реалистического искусства. Отрицательное отношение молодого поэта к формалистическим изощрениям, его верность традициям классики.

От периода ученичества к поре зрелого совершенствования. Влияние переводческой деятельности Маршака на его оригинальную лирику. Маршак и Блейк. Сонеты Шекспира и лирика Маршака последних лет.

Взаимное влияние и взаимное обогащение "разных Маршаков": роль поэзии для детей в создании лирических миниатюр и т.д. Сравнительная характеристика поэзии Маршака и его сотоварищей по перу: П. Антокольского, А. Твардовского, В. Луговского и других.

Символ и метафоры как характер художественного мышления поэта, обобщающего жизненные явления. Предельный лаконизм лирических миниатюр. Философское содержание лирики Маршака. Ее близость к фольклору. Расул Гамзатов, Е. Винокуров, В. Берестов и другие продолжатели традиций Маршака.

2. Слово и образ

Создание зримого образа в лирике Маршака. Точность и ясность зрительного образа. От эмпирики отдельных фактов и мгновений к подлинному творческому синтезу.

Выявление в неприметном приметных черт. Акварельность стихотворения "Апрельский дождь". Мастера прозаического пейзажа - М. Пришвин, А. Соколов-Микитов как сотоварищи С. Маршака-пейзажиста.

Графичность стихов Маршака ("Как много звезд теснится в раме..." и др.). Рисунок словом.

Особенности образной связи слов в поэтической речи Маршака. Литературно-художественные традиции в этой области. Связь живописности и графичности изображения со всей пиитической системой Маршака.

3. Стих Маршака

Маршак - "талантливейший стихотворец" (М. Горький). Роль размера, ритма, рифмы, интонации в создании художественного образа. Поиски разных форм и видов стиха, как отечественного, так и зарубежного. Бесконечные возможности, заложенные в классических размерах. Использование образцов для подражания в юношеский период творчества. Влияние пушкинского стиха на стихосложение молодого поэта.

Гармоническое целое стиха. Стремление даже в небольшом лирическом стихотворении к максимальной выразительности. Излюбленные размеры. Богатые и бедные рифмы. Виртуозное использование внутренней рифмы. Различные способы обогащения рифмовки.

Разнообразие ритмов и интонаций в поэзии Маршака. Музыкальность его лирики. Тесная связь лирики Маршака с другими видами искусства.

Единство содержания и формы стихотворения.

4. Книга стихов "Лирические эпиграммы"

Поэтическое завещение Маршака. Темы лирических миниатюр поэта.

Закономерность включения в сборник последних лет стихов военного времени.

Анализ нескольких стихотворений.

Характеристика своеобразия жанра лирической эпиграммы. Древняя восточная поэзия - Омар Хайям, Джами, Хавиз - и последние стихи Маршака.

Фольклорные истоки лирики советского поэта.

Литература к разделу

Маршак С. Об одном стихотворении. - "Новый мир", 1960, № 8, с. 116-117.

Маршак С. О мастерстве. - В кн.: С. Маршак. Воспитание словом. М., 1961, с. 37-228. Маршак С. Молодым поэтам. - "Новый мир", 1965, № 9, О. 230-253.

Вильям-Вельмонт Н. Лирика С. Маршака. - "Литературная газета", 1947, 8 февр., с. 3. Лейбсон В. Современность в стихах С. Маршака. - "Дошкольное воспитание", 1961, № 1, с. 98-106.

Рассадин Ст. "И небо в чашечке цветка..." - "Юность", 1962, № II, с. 66-67.

Наровчатов С. Добрый и давний друг. - "Известия", 1963, 9 марта, с. 2.

Коржавин Н. Лирика Маршака. - "Новый мир", 1963, № 3, с. 239-244.

Македонов А. Народно и современно. - "Литературная газета", 1963, 16 апр., с. 3.

Рассадин Ст. Лирика Маршака. - "Смена", 1963, 18 окт., с. 3.

Разова В. Поэзия С.Я. Маршака. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Л., 1964, с. 16.

Коржавин Н. "И все, что видели, мы видели насквозь..!" - "Литературная газета", 1965, 25 дек., с. 3.

Тукалова Т. Лирико-философский жанр в творчестве Маршака. - В кн.: Красноярский пед.ин-т. Научная конференция. 1966 год. Красноярск, 1966, с. 14-29.

Твардовский А. О поэзии Маршака. - "Новый мир", 1968, № 2, с. 233-252.

Пикач А. С.Я. Маршак и некоторые вопросы современной лирики. - В кн.: Советская литература. Проблемы мастерства. "Ученые записки". Ленингр. ордена Трудового Красного Знамени гос. пед. ин-т им. А.И. Герцена. Т. 322. Л., 1968, с. 240-270.

Система Orphus
При использовании материалов обязательна
активная ссылка на сайт http://s-marshak.ru/
Яндекс.Метрика