Главная > О Маршаке

В. Разова. С.Я. Маршак. Семинарий -
Министерство культуры РСФСР Ленинградский
государственный институт культуры
имени Н.К. Крупской, Ленинград, 1970, с. 68-71.

В. Разова

ЧАСТЬ V
Темы для самостоятельных работ
(с основной библиографией)

Драматургия Маршака

Детский писатель Маршак начал как драматург. Первым вышел сборник сказок для чтения и представления - "Театр для детей". Это были написанные совместно с Е. Васильевой тринадцать сказок для первого ТЮЗа в стране, созданного коллективом энтузиастов во главе с Маршаком в 1920 году в Краснодаре. Спустя два года вышла первая детская книга поэта. С этого времени до конца своих дней писатель не оставлял любимого жанра. Последняя сказка для театра "Умные вещи" увидела свет рампы уже после смерти своего создателя (1964 г.).

Сказки Маршака для театра обычно адресованы сразу нескольким поколениям. Как всякое настоящее произведение искусства, по самой своей художественной природе, они многослойны. Верхний, радушный и прозрачный по смыслу слой понятен самым маленьким зрителям, следующий, более серьезный и глубокий по значению, доходит до ума и сердца ребят постарше, а есть некая, не видимая простому глазу сердцевина сказки, где сосредоточена главная мысль автора, - и до нее доходит в зависимости от способностей, интуиции, начитанности и других причин как маленький, так и взрослый зритель.

Пьесы Маршака с самого начала писались не только для детей, но и для их родителей. Комедия "Кошкин дом" – веселое представление, где множество комических ситуаций, смешных диалогов, курьезных героев. Но одновременно это - сатирическое повествование, клеймящее пошлость и лицемерие мещанства. И так в каждой сказке Маршака за внешне шутливой безобидной фабулой кроется мудрое слово о человеке, о смысле его жизни.

Так же, как лучшие произведения фольклора, драматургия Маршака учит, не поучая, воспитывает, не принуждая. Мудрая педагогика, подстать народной, живет в произведениях советского писателя, учит ум быть добрым, а сердце - умным. Каждая сказка Маршака - замечательный урок, жизненно проверенный и разыгранный по всем правилам театрального искусства.

Народные истоки драматургии Маршака, связь ее с различными формами фольклора совершенно очевидны при сопоставлении отдельных народных сюжетов со сказками поэта. Не только идеи фольклора, но и его конкретный художественный материал питает произведения детского драматурга. Продолжая традиции отечественной культуры, Маршак никогда не замыкается в рамках только русского национального фольклора. Он охотно использует мотивы, образы и изобразительные средства народного творчестве разных стран. Одна из лучших сказок Маршака "Двенадцать месяцев" - пример творческого обращения к зарубежному фольклору, своеобразный сплав чешского и русского народного творчества.

Театр Маршака, развивающийся в традициях народных представлений, скоморошьего искусства, в частности, представляет собой оригинальное явление в истории мирового детского театра.

1. Народные истоки театра Маршака

Народная педагогика и педагогика драматурга Маршака. Общность идеалов в фольклорных сказках и сказках советского поэта для детей.

Опора драматургии Маршака на разные виды народного творчества. Народная основа сказок "Кошкин дом", "Теремок", "Горя бояться - счастья не видать", "Двенадцать месяцев", "Умные вещи".

Связь драматургии Маршака с конкретными театральными коллективами. Создание спектакля как народного представления. Включение песен, танцев, лирических миниатюр в пьесу-сказку. Народность языка, народность драматургии Маршака.

2. Герои сказок на сцене

Народные характеры героев Маршака. Трудолюбие сказочных персонажей. Мужество героев-крестьян по происхождению, рыцарей по духу. Женские образы в сказках Маршака. Отражение личности писателя в характерах его героев. Герои-звери. Басенность сказок Маршака о животных. Антропоморфизм его сказок.

Воплощение замыслов автора на сценах разных театров. Краснодарский театр, где разыгрывались первые сказки Маршака для детей. Ленинградский ТЮЗ и его актеры, давшие сценическую жизнь сказкам поэта. Московский ТЮЗ и его роль в развитии драматургии Маршака. Малый театр как последний театр в жизни Маршака.

3. Театры юных зрителей

Первый Театр юных зрителей, организованный Маршаком в Краснодаре в 1920 году. Коллектив детского театра (композиторы, художники, актеры). Роль Краснодарского Театра для детей в формировании драматургического таланта Маршака. Сборник 13-ти сказок, написанных совместно с Е. Васильевой.

Маршак в Ленинградском ТЮЗе. Поиски нового репертуара. Выработка психологопедагогических основ драматургии для детей. Плодотворное общение с А. Брянцевым, Л. Макарьевым и другими основателями этого театра. Постановки пьес Маршака на ленинградской сцене. Первые исполнители ролей в его пьесах.

Центральный детский театр в Москве. Дружеские контакты Маршака с театром. Сценическое воплощение театром сказочных персонажей Маршака. Значение тесных связей драматурга с Центральным детским театром.

4. Сборник "Театр для детей"

Первый сборник пьес Маршака и анализ вошедших в этот сборник сказок Маршака. Плодотворность сотрудничества с талантливой писательницей Е. Васильевой. Связь "Театра для детей" с организаторской деятельностью начинающего детского писателя.

Роль этого сборника в дальнейшем развитии драматурга.

5. "Двенадцать месяцев"

Самая популярная сказка Маршака. Постановка ее на разных сценических площадках на родине и за рубежом.

История создания сказки. Сплав в ней чешских и русских фольклорных мотивов. Поэтичный образ главной героини. Сатирические элементы сказки. Связь ее с лирикой поэта. Братья-месяцы как олицетворение лирического цикла Маршака "Круглый год". Различия с чешским вариантом сказки.

"Обыкновенное чудо" поэтичности "Двенадцати месяцев". Мастерство диалогов. Гуманная идея. Социальный смысл сказки Маршака. Язык пьесы. Сравнение сказки С. Маршака со сказками Е. Шварца и Т. Габбе. Современная жизнь пьесы Маршака в театрах для детей.

6. Последняя пьеса Маршака

"Умные вещи" как итог работы Маршака-драматурга. Воплощение в ней мудрости поэта-мыслителя и богатого литературного опыта.

Труд и талант народа - главный герой пьесы.

Музыкальность пьесы-комедии. Колоритные фигуры действующих лиц. Афористичность языка. Сочетание разных жанров в этой пьесе. Мысль о гармонически развитой личности. Умное сердце и добрый ум.

Воплощение на сцене замысла Маршака. Талантливая постановка пьесы в Государственном академическом Малом театре.

Литература к разделу

Блок В. Торжество сказки (сказка С.Я. Маршака "Умные вещи" в Малом театре). - "Московская правда", 1965, 21 апр.

Валин И. Жизненная правда народной поэзии (пьеса С.Я. Маршака "Умные вещи" в Московском театре). - "Сов. Латвия", 1965, 4 авг.

Оснос Ю. Добрая мудрость сказки. - "Театр", 1966, № 9, с. 72-78.

Миндлин Э. Слово - в начале всего. (Из воспоминаний "Маршак и детский театр"). - "Детская литература", 1966, № 9, с. 44-45.

При использовании материалов обязательна
активная ссылка на сайт http://s-marshak.ru/
Яндекс.Метрика