Главная > О Маршаке

В. Разова. С.Я. Маршак. Семинарий -
Министерство культуры РСФСР Ленинградский
государственный институт культуры
имени Н.К. Крупской, Ленинград, 1970, с. 72-76.

В. Разова

ЧАСТЬ VI
Темы для самостоятельных работ
(с основной библиографией)

Маршак – критик и теоретик

За более чем полувековой литературный путь С.Я. Маршак создал целую библиотеку произведений, одна из полок которой занята его критическими и теоретическими работами.

Более двухсот статей, литературно-критических очерков, выступлений по вопросам литературы и искусства, заметок разного рода, касающихся общественно-политической жизни, свидетельствуют об интенсивности работы теоретической и критической мысли выдающегося советского поэта.

Начав писать литературные портреты, критические заметки и очерки еще до революции, С.Я. Маршак не оставлял этих занятий до конца своих дней, совершенствуясь в области теории и критики литературы. Эта черта творческой биографии писателя - верность раз выбранному жанру - возможно, и была залогом того, что он достигал вершин искусства в каждом из них. Если cравнить первые критические заметки молодого журналиста, написанные в Англии (об Амундсене, о Рабиндранате Тагоре, о выставках, об английских детях), с циклом статей о мастерстве, со статьями о детской литературе последних лет, с посмертно опубликованной статьей о молодых современных поэтах, то и в этой области многогранной литературной деятельности С.Я. Маршака станет заметным его подъем к вершинам искусства критики и теории.

Статьи свои он часто называл заметками: «Заметки о сказках Пушкина», «Заметки о мастерстве», «Заметки о детских книгах», «Заметки о детской литературе». Этому скромному непритязательному слову писатель-критик вернул точный смысл - замечал то, что до него оставалось незамеченным.

Его статьи глубоко содержательны и представляют собой плоды серьезных размышлений и наблюдений, проверенных жизнью. Серия статей о М. Горьком, литературные портреты В. Маяковского, М. Ильина, Б. Житкова и других писателей - это точные по мыслям, богатые по наблюдениям работы. Одним из первых среди советских писателей С.Я. Маршак стал писать о мастерстве своих собратьев по перу и о классических образцах поэзии. Его статьи «Слово в строю», «О хороших и плохих рифмах», «Свободный стих и свобода от стиха», «Об одном стихотворении» - образцы конкретного литературоведческого анализа и теоретических обобщений. Недаром Маршак любил повторять, что каждый писатель обязан быть филологом, чтобы чувствовать художественные особенности произведения и не терять при этом непосредственного читательского восприятия литературы.

В каждой своей статье Маршак остается поэтом: его критические и теоретические работы поэтичны, богаты неожиданными сопоставлениями, меткими характеристиками, лирическими интонациями.

Особенную ценность представляют статьи Маршака о детской литературе. Работая в конце 20-х - начале 30-х годов плечом к плечу с М. Горьким, Маршак продолжал традиции демократической критики детской литературы XIX века, исследуя отдельные стороны теории литературы для детей. Мысли его о большой литературе для маленьких, о высоком искусстве слова в ней, об особенностях ее и воспитательных задачах, о школе и школьных учебниках, о юном читателе долго будут помогать развитию теории и критики детской литературы.

1. О писательском мастерстве

Время появления статей С.Я. Маршака о мастерстве писателя. Значительность поставленных в них проблем (о прозе в поэзии, о стихе, работающем и праздном, о рифмах и ритме, об искусстве перевода).

Литературоведческая точность анализа («О звучании слова», «Об одном стихотворении», «Ради жизни на земле»). Разработка проблем стиховедения. Продолжение традиций В.Г. Белинского, защищавшего классические формы стиха.

Соединение филологического анализа с вниманием к читательскому восприятию. Мысли о талантливом читателе. О педагогических задачах писателя.

Отточенность стиля статей Маршаке о мастерстве. Мастер о своем любимом деле. Значение этого цикла для осмысления художественного творчества Маршака.

2. Статьи о поэзии

Поэт в роли критика. Поэтичность стиля статьей о стихотворстве.

Отстаивание права всех стихотворных жанров на самостоятельное существование. Мысли о лирических миниатюрах, равных по значению большим поэтам.

Отражение в этих статьях поэтического кредо самого Маршака. Подход к поэзии для детей как к труднейшему виду литературной работы. Заметки о специфике ритма, размера и рифмовки стихов для детей. Особое внимание к языку детской поэзии.

Сравнение статей о поэзии Маршака с аналогичными работами других советских писателей.

3. Мысли о русской классике

Отношение к классической русской литературе как к хранительнице духовных ценностей своего народа. Выражение признательности и любви к своим литературным учителям. Стремление познать секреты мастерства больших художников слова.

Сказки Пушкина как предмет изучения. Новый взгляд на произведения Пушкина, вошедшие в чтение детей. Анализ ритмического богатства сказок великого поэта. Обнаружение фольклорных мотивов в пушкинских произведениях. Близость творчества Пушкина-сказочника к детскому мировосприятию.

Маршак о творчества Льва Толстого - автора рассказов и повестей для детей. Мысли о деятельности Толстого-педагога. Раскрытие в его облике писателя новых сторон дарования.

Впечатления детства. Гоголь, Тютчев, чехов, прочитанные впервые. Важность памяти детских лет для детского писателя.

4. Заметки о писателях-современниках

Глубокий смысл статей о товарищах по литературному труду. Глазами современника и друга. Анализ творчества писателя в связи с характерными чертами его личности.

Статьи, посвященные М. Горькому. Раскрытие разностороннего влияния, которое оказывал этот писатель на целое поколение советских авторов. Вопросы развития детской литературы и роль Горького-теоретика в процессе становления советской литературы для детей. Личные контакты Горького с детьми. Развитие детского творчества.

Статьи о Маяковском - писателей для детей. Точность характеристики поэзии Маяковского для детей, данной Маршаком. Замечание об экспериментальном характере его работы в детской поэзии.

Статьи о своих товарищах по работе: М. Ильине, Б. Житкове, А. Гайдаре, В. Бианки, Л. Пантелееве и др.

Своеобразие жанра заметок Маршака о писателях-современниках. Живые фигуры писателей. Детальный анализ их творчества. Язык статей Маршака.

5. Доклад «О большой литературе для маленьких»

Детская литература как высокое искусство. О темах книг для детей («О кораблях и караванах», «О поэзии познавательной книги», «О детской литературе наших дней», «Герои – детям»). Отстаивание высоких критериев к тематике детских книг. Соприкосновение с мыслями М. Горького о многообразии тем, необходимых детям.

Маршак о традициях в литературе для детей. Борьба за подлинное наследство мыслей и чувств, оставленное русской классической литературой. Статья «О наследстве и наследственности».

Критика антихудожественной литературы для детей. Борьба за действительно художественную книгу для детей. Стиль статей Маршака о детской литературе.

6. Маршак о сказке

Вопрос о сказке как проблема специфики детской литературы. Отстаивание Маршаком горьковских принципов забавной детской книжки. Опора на сказочность и фантастичность повествования. Маршак о народной педагогике, заключенной в сказке. Воспитательное значение народных сказок в понимании Маршака. Об эстетическом влиянии сказок на ребенке.

Анализ статьи «Сказка крылатая и бескрылая». Обращение к мастерам-сказочникам в поисках образцов. Об Андерсене, о Пушкине, как о величайших сказочниках мира.

Воспитание фантазии и воображения у будущих строителей нового, более совершенного общества.

7. О специфике детской литературы

Развитие мыслей В.Г. Белинского о специальной литературе для детей. Важность проблемы, связанной с восприятием книги детьми разного возраста. Доклад на Первом Всесоюзном съезде писателей «О большой литературе для маленьких», изложение основ теории детской литературы.

Отношение Маршаке к известной формуле о «доступности и понятности» книг для детей. Обращение к психологии ребенка. Связь с передовыми идеями педагогики. Мысль о личных контактах писателей с детьми.

Маршак о требованиях к детскому писателю. Анализ статей: «Командир тимуровцев», «О живых и мертвых душах», «Истоки чувств».

Чувство любви к ребенку как основа нравственности детского писателя.

Мысли Маршака о специфике детской литературы и их соотнесение к высказываниям других писателей (М. Горького, М. Зощенко, К. Чуковского, Б. Житкова, Е. Шварца).

Литература к разделу

Маршак С. Детская литература и критика. – «Литературный Ленинград», 1935, 10 марта, с. 2; «Большевистская печать», 1935, № 5-6, с. 43-46.

Маршак С. Заметки о мастерстве. О плохих и хороших рифмах. – «Литературная газета», 1950, 24 окт.

Маршак С. Воспитание словом. Статьи, заметки, воспоминания. М., «Сов. Писатель», 1961, с. 542.

Назаренко В. В чем неправ С. Маршак? (По поводу «Заметок о мастерстве»). – «Звезда», 1951, № 2, с. 183-187.

Лакшин В. «Воспитание словом» (Ред.). – «Новый мир», 1962, № 4, с. 254-257.

Дымшиц А. С. Маршак. Воспитание словом. (Ред.). – «Октябрь», 1962, № 11, с. 21.

Разова В. С.Я. Маршак о дошкольной книге. – «Дошкольное воспитание», 1962, № 11, с. 93-98.

Смирнова В. Хорошо и честно исполненный долг. (Письмо С.Я. Маршака). – «Вопросы литературы», 1966, № 9, с. 101, 102.

При использовании материалов обязательна
активная ссылка на сайт http://s-marshak.ru/
Яндекс.Метрика