Главная > О Маршаке

В. Разова. С.Я. Маршак. Семинарий -
Министерство культуры РСФСР Ленинградский
государственный институт культуры
имени Н.К. Крупской, Ленинград, 1970, с. 88-90.

В. Разова

ЧАСТЬ X
Темы для самостоятельных работ
(с основной библиографией)

Слово, музыка, рисунок, краски

В творчестве С.Я. Маршака заключено не только искусство слова, но элементы и графики, и живописи, и музыкального искусства: неслучайно художники любили создавать иллюстрации к его стихам, композиторы - сочинять музыку на слова поэта и переводчика, а его сатирические стихотворения и рисунки Кукрыниксов настолько слились в единое целое, что создали чудесный сплав.

Многолетнее содружество Маршака с В. Лебедевым и В. Конашевичем, художниками разного направления - свидетельство многогранности писателя: В. Лебедев иллюстрировал реалистические стихотворения Маршака, В. Конашевич - был мастером фантастической картины, сопровождающей и дополняющей сказочное повествование.

Насколько различным и чисто индивидуальным может быть восприятие поэзии Маршака разными художниками, говорят иллюстрации двух, а иногда и более художников к одному и тому же произведению Маршака. Сложность и многоплановость содержания лучших книг поэта позволили В. Лебедеву и М. Митуричу показать разные толкования "Сказки о глупом мышонке", каждое из которых отвечает духу словесного материала.

За долгие годы своей литературной деятельности С.Я. Маршак был тесно связан с музыкальной культурой советской страны. Будучи не только музыкантом-любителем, но и превосходным знатоком музыки, он писал стихи, музыкальные по своему звучанию. Неслучайно С. Прокофьев, Д. Шостакович, Т. Хренников, Д. Кабалевский, Г. Свиридов, Ю. Шапорин писали музыку на стихи Маршака.

Истоки связи слова и музыки в творчестве Маршака уходят в дореволюционное прошлое, когда Глазунов и Лядов сочиняли музыку к отроческой кантате Маршака.

Поэзия Маршака в иллюстрациях талантливых художников или положенная на музыку выдающимися композиторами приобретает новую художественную ценность. Слово, рисунок, краски, музыка, соединяясь, взаимно обогащая друг друга, создают качественно новые произведения искусства.

Велика роль Маршака как связующего звена между разными формами искусства.

1. Поэзия Маршака и музыка

Особенности поэзии Маршака, позволяющие создавать музыкальные произведения на ее основе. Классическая точность и ясность лирики. Музыкальное построение стихотворной фразы. Пушкинская гармония слова. Народность интонации стиха.

Композиторы, работавшие с поэтом над созданием музыкального произведения. Сравнение музыкальных композиций разных композиторов: Д. Шостаковича и С. Прокофьева, Н. Леви и З. Левиной, Г. Свиридова и Т. Хренникова, Д. Кабалевского и С. Прокофьева.

Музыканты, особенно близкие Маршаку. Маршак о музыке и музыкантах.

2. Кукрыниксы и Маршак

Творческое содружество трех художников и одного поэта. Обстановка военного времени, когда создавались ОКНА ТАСС. Сплав карикатуры с подписью. Возможности раздельного существования рисунка и стихотворения. Признаки настоящего искусства графики в сатирических стихах Маршака. Талантливая выразительность "говорящих" шаржей и карикатур Кукрыниксов.

Взаимное обогащение двух видов искусства.

Роль совместной работы поэта и художников для дальнейшего развития синтетического искусства политической сатиры.

3. Маршак и иллюстраторы его книг

Содружество поэта и художника-иллюстратора В. Лебедева. История их творческой дружбы. Особенности поэзии Маршака, сделавшей возможной эту дружбу. Закон взаимного дополнения.

В. Конашевич и С. Маршак как сказочники. Фантастика художника и фантастика поэта. Яркость красок словесных и выразительность акварелей художника.

Другие иллюстраторы произведений Маршака для детей - Ю. Пименов, М. Митурич, Е. Чарушин и другие.

Иллюстраторы переводных произведений С. Маршака. Классическая работа В. Фаворского над переводами Маршака. Его гравюры на дереве как единственно возможное сопровождение строгих и благородных сонетов Шекспира.

Удачи и неудачи в иллюстрировании лирических стихов Маршака.

Задачи, стоящие перед будущими иллюстраторами книг поэта и переводчика.

Литература к разделу

Маршак С. Замечательный художник. (К 70-летию со дня рождения В.В. Лебедева). - "Литература и жизнь", 1961, 28 мая, с. 4.

Маршак С. Щедрый талант. (О В.М. Конашевиче). - "Лит. газета", 1962, 12 мая, с. 4.

Паперная Э. Друг песни. - "Костер", 1962, № 1. с. 42-43.

Альфоносов В. Слово и краски. Очерки из истории творческих связей поэтов и художников. М.-Л., "Сов. писатель", 1966, с. 244.

Владимиров С. Стих и образ. Л., "Сов.писатель", 1968, с. 160.

Конашевич В. О книжной графике. - В кн.: В. Конашевич о себе и своем деле. М., "Дет. лит.", 1968, с. 193-244.

Митурич М. Маршак смотрит рисунки. - "Детская литература", 1968, № 1, с. 55-57.

Токмаков Л.С. Маршак. Умные вещи. Художник М. Митурич. - "Детская литература", 1968, № 2, с. 64.

Система Orphus
При использовании материалов обязательна
активная ссылка на сайт http://s-marshak.ru/
Яндекс.Метрика