Главная > О Маршаке

В. Разова. С.Я. Маршак. Семинарий -
Министерство культуры РСФСР Ленинградский
государственный институт культуры
имени Н.К. Крупской, Ленинград, 1970, с. 93-95.

В. Разова

ЧАСТЬ XII
Особенности библиотечной работы с книгами С.Я. Маршака

Детство, отрочество, юность - пора ненасытного чтения. В это время неоценимая роль принадлежит людям, чья жизнь, по выражению С.Я. Маршака, проходит между книжными полками и читателями - библиотекарям. "Не по расчету, а по любви" - так называлась статья поэта, посвященная этой славной профессии. С волнением и благодарностью вспоминал он библиотекарей своего детства и отрочества, связавших свою судьбу с книгой не по расчету, а по любви.

Всю свою жизнь советский поэт-гуманист следил за развитием читательской культуры в нашей стране. В своих статьях он не раз обращал внимание на то, что по тому, какие книги читает человек, можно судить о его духовной культуре, о его человеческом достоинстве. "Учитесь читать!" - призывал он. При этом писатель имел в виду не навыки, а умение проникать в суть художественных произведений, слышать голос автора, различать особенности языка и стиля писателя.

В лучших библиотеках нашей страны умно и любовно пропагандируют книги С.Я. Маршака, осуществляя его мудрые советы руководителям чтения.

Глубокая индивидуальная работа с каждым читателем, беседы с ним, наблюдение за его читательскими интересами, изучение его характерологических особенностей - все это позволяет библиотекарю влиять на растущего читателя, развивать его способности.

Самые разнообразные формы массовой работы с книгами С.Я. Маршака используют советские библиотекари. От пятиминуток и часов поэзии до праздничных утренников для малышей и обстоятельных конференций для старшеклассников - таков размах работы с коллективом детей - читателей.

Передовой опыт детских библиотек свидетельствует о том, что творчество С.Я. Маршака сопровождает ребенка от первых проб чтения до юности. По книгам поэта малыши учатся читать, ученики начальной школы живут его сказками и стихами, подростки увлекаются балладами и поэмами, а старшеклассники упоенно читают Бернса и Шекспира в переводах Маршака, выписывают в заветные тетради его лирические эпиграммы. У каждого возраста - свой Маршак.

Детские творческие работы - лепка, рисунки, стихи - очень часто связаны с произведениями их любимого поэта. Дети с удовольствием фантазируют, изображая героев его стихотворений: Человека Рассеянного, Кузьму Пожарного, Ленинградского почтальона, Даму, которая сдавала багаж. Они создают из пластилина целые сценки, иллюстрирующие стихотворный текст. Творчество поэта дает толчок их воображению, способностям, развивает их эмоции, обогащает нравственно и интеллектуально.

Центрами углубленной работы с книгами поэта становятся детские библиотеки, носящие его имя - в Томске, в Ленинграде, в Петрозаводске.

*    *    *

Характерные черты индивидуальной работы с книгами С.Я. Маршака.

Особенности массовых форм работы с книгами поэта.

Методы наглядной пропаганды в связи с изучением творчества зачинателя детской советской литературы.

Кукольный и теневой театр в библиотеке на темы творчества Маршака.

Использование аудиовизуальных средств в работе с поэзией С.Я. Маршака.

Роль библиотекаря в пропаганде книг драматурга, переводчика, лирика и сатирика для детей.

Работа с критическим наследием писателя.

Обобщение передового опыта библиотек, отражающего работу с книгами С.Я. Маршака.

Литература к разделу

Маршак С. Не по расчету, а по любви. - "Библиотекарь", 1958, № 4, с. 18-20.

Маршак С. Наша народная библиотека. (К 100-летию ГПБ им.В.И. Ленина). - "Литературная газета", 1962, 9 июня.

Недзвецкая В.Н. С.Я. Маршак. Краткий указатель литературы для детских библиотек. М., Госбиблиотечн. - библиографич. изд-во, 1940, с. 24.

Яскерович Ц. Работа с произведениями С.Я. Маршака (инструктивно-методич. письмо). Новосибирск. - "Сов. Сибирь", 1948, с. 20.

Пузрина Г. На основе самодеятельности читателей (из опыта работы с книгами С.Я. Маршака). - В кн.: Книги - детям. М., 1957, с. 130-134.

Замечательный детский писатель С.Я. Маршак. Методич. и библиографич. материалы. Липецк. Кн. изд-во, 1959, с. 20.

Методический материал в помощь детским библиотекам, детские писатели Б. Житков, К. Чуковский, С. Маршак. Сост. И. Машкина и О. Моисеева. Воронеж, 1962, с. 27 (Обл. детская б-ка).

Самуил Яковлевич Маршак. (К 80-летию со дня рождения 1887-1964). Методич. и библиографич. материалы. Томск, Томская гор. детская библиотеке им. С.Я. Маршака, 1967, с. 24.

Разова В. Современная поэзия в восприятии подростков. - В кн.: ЛГИК им. Н.К. Крупской. Труды. Т. ХIX. Л. - Вильнюс, 1967, с. 129-143.

Разова В. О путях развития поэтического вкуса подростка. - В кн.: ЛГИК им. Н.К. Крупской. Труды. Т. XIX. Л., 1968, с. 307-322.

Система Orphus
При использовании материалов обязательна
активная ссылка на сайт http://s-marshak.ru/
Яндекс.Метрика