Главная > О Маршаке > Б. Сарнов "Самуил Маршак"


Б. Сарнов

Самуил Маршак
Очерк поэзии

От автора

О Маршаке никак нельзя сказать, что он при жизни был обойден вниманием критики. Его творчеству посвящены специальные монографии. Тщательно разработаны все "боковые" линии, связанные с его деятельностью: "Маршак-переводчик", "Маршак-драматург", "Маршак-сатирик", "Маршак-редактор". Если бы захотели издать сборник "Маршак в русской критике", получилась бы довольно объемистая и чрезвычайно интересная книга, в числе ее авторов оказались бы М. Горький, А. Фадеев, А. Твардовский, В. Катаев, К. Чуковский, В. Шкловский, Б. Томашевский. Это не был бы спокойный, юбилейный том. Это была бы живая, драматическая история более чем полувековой борьбы. История крупных битв и мелких, "позиционных" боев, побед и поражений. Это была бы очень полезная книга еще и потому, что она стала бы незаменимым пособием по истории советской детской литературы, неразрывно связанной с именем и деятельностью Маршака.

Поэзия Маршака - не "белое пятно" на карте нашей литературы. Это уже давным-давно открытая, описанная, обжитая земля. Педантично изучены ее флора и фауна, обстоятельно выяснен состав почвы, много сил потрачено на описание содержащихся в ней полезных ископаемых. Но это все, так сказать, в масштабе "километровки". А если взять другой, более крупный масштаб?

Достижения Маршака-поэта очень часто рассматривались путем сопоставлений его стихов со стишками из "Задушевного слова" и знаменитым "Степкой-Растрепкой".

Сопоставления такого рода, хотя и принесли Маршаку лавры классика и основоположника советской поэзии для детей, мало способствовали истинному пониманию его поэзии.

У Анны Ахматовой есть юмористическое, а по существу грустное четверостишие:

Могла ли Биче, словно Дант, творить,
Или Лаура жар любви восславить?
Я научила женщин говорить.
О, боже, как их замолчать заставить!

Предпоследняя строчка не содержит в себе преувеличения.

Ахматовскими стихами едва ли не впервые в русской поэзии заговорила женщина.

Ахматова хотела заставить замолчать своих многочисленных эпигонов, потому что, в отличие от них, она понимала, что мир сугубо женских переживаний может стать истинной поэзией лишь в том случае, если всеми кровеносными сосудами он связан с большим и грозным миром человечества.

Стихами Маршака едва ли не впервые в русской поэзии заговорило детство.

Я думаю, что Маршак, подобно Ахматовой, не раз хотел заставить замолчать тех, кого он "научил говорить". Потому что он знал: возвращение в детство не должно быть для поэта попыткой ухода от мира. Мир, увиденный глазами и воспринятый сердцем ребенка, становится поэзией лишь в том случае, если он не оказывается миром замкнутой в себе инфантильности.

Далеко не всем детским поэтам после Маршака это удавалось. Не всегда это удавалось и самому Маршаку. Но лучшие его "детские" стихи - это в известном смысле и "взрослые" стихи. Вернее, не детские и не взрослые, а просто стихи, такие, какими только и могут быть строки, рожденные как результат истинного душевного движения, как органическое проявление сущности человека.

С.Я. Маршак родился в 1887 году. Впервые выступил в печати в 1907 году1. В 1917 году ему было 30 лет, он был уже сложившимся человеком, профессиональным литератором с устойчивыми художественными убеждениями и вкусами. Однако самобытным художником, тем Маршаком, каким мы его знаем, он стал только в советское время.

Чтобы ясно представить себе значение этого простого факта, достаточно вспомнить, что о сверстнице Маршака - Ахматовой в 1922 году была написана книга, подводящая уже некоторые итоги ее творческому пути. Маршак в это время, по существу, начинал свой путь. Думаю, что дело тут не только в различном масштабе дарований. Видимо, не случайно Маршак смог по-настоящему найти себя лишь в новых исторических условиях, созданных революцией.

Более подробно я рассматриваю этот вопрос в главе "Источник", отчасти в главе "Тот же самый", то есть там, где речь идет о Маршаке - организаторе и основоположнике советской детской литературы.

Довольно большое место в книге займет анализ "взрослых" лирических стихов Маршака. Но это вовсе не потому, что я отдаю им предпочтение перед "детскими" его стихами. Скорее наоборот. Но анализ лирики Маршака поможет нам увидеть, из какого источника, из каких свойств личности поэта возникло это удивительное явление: детские стихи, сохраняющие и для взрослого человека все свойства истинной поэзии.

Большую часть стихотворного наследия Маршака составляет газетная публицистика: памфлеты, фельетоны, эпиграммы, подписи к карикатурам. Иные из этих вещей, как принято говорить в таких случаях, не выдержали испытания временем. Иные и в момент своей первой публикации воспринимались как неудачные. Были среди этих стихов и такие, в которых Маршак отдал щедрую дань предрассудкам и заблуждениям своего времени. Были даже написанные не столько по велению сердца, сколько под давлением всякого рода внешних обстоятельств.

Разумеется, все эти факты нельзя игнорировать, так как и из них тоже в конечном счете складывается человеческий и гражданский облик поэта.

И все-таки я счел для себя возможным почти не касаться этой стороны дела.

Я не биограф С.Я. Маршака. Моя цель другая. Я пытаюсь выяснить, что составляет вклад Маршака в отечественную поэзию. А об этом естественнее судить по наивысшим достижениям поэта.



Примечание авторов сайта

1. С.Я. Маршак впервые выступил в печати в 1904 году.  ↑ 

Содержание

При использовании материалов обязательна
активная ссылка на сайт http://s-marshak.ru/
Яндекс.Метрика