Н. Шантыко. Когда стихи дружат с картинками.
"Малыш", Москва, 1983. С. 5-7.
Н. Шантыко
Красная тележка катится по странице. Она не может не катиться, раз у неё такое большое колесо, а спиц на нём не видно.
Ты, наверное, замечал: когда колёса быстро вращаются - спицы разглядеть невозможно. Поэтому они и не нарисованы. Расположена тележка в книге наклонно.
Всё это создаёт впечатление, что тележка с сундуком движется.
К сундуку бежит толстяк.
От жары он весь размяк.
Щёки, как подушки,
Шляпа на макушке.
Замечательно нарисовал Лебедев этого бегущего толстяка. Он багрово-красный, по лицу текут струйки пота, очки едва держатся на носу, вот-вот слетят. Мы почти слышим, как он пыхтит и сопит.
Тросточку толстяк держит не прямо, а под углом. Она чёрная. Его ботинки и шляпа тоже чёрные.
Если эти чёрные пятнышки мысленно соединить одной линией, получится довольно правильный кружок. Вернее, мы увидим фигуру толстяка как кружок, как шарик. А шарик не может не катиться!
К тому же, костюм толстяка со спины и боков раскрашен синей и зелёной - тёмными, тяжёлыми красками. Белая рубашка, жилет в горошек - очень светлые, лёгкие. Вот в эту сторону "тяжёлый" цвет как бы и "продвигается". Так хитро художник всё рассчитал, что это тоже помогает ощутить движение.
Толстяк добежал до мороженщика. Встал. Прекратилось и движение тележки.
Что для этого сделал художник? Во-первых, ручки тележки нарисовал не наклонно, как раньше, а горизонтально. Во-вторых, на колесе мы видим спицы: значит, колесо остановилось. Старичок упёрся ногой в подставку. Никуда тележка не сдвинется. И к тому же, путь ей преградил толстяк. Он возник перед тележкой, как массивная тумба.
Его фигура нарисована только до половины. От этого она очень похожа на тумбу.
"Эй,- кричит он,- старичок!
Положи на пятачок!"
Съел на гривенник толстяк.
"Дай,- кричит,- на четвертак
Или сразу на полтинник.
Я сегодня именинник!"
Пока именинник объедается мороженым, давай рассмотрим его повнимательнее. Кстати, узнаем...