Главная > Эпистолярий > Алфавитный указатель переписки

Маршак С. Собрание сочинений в 8 томах.
Т. 8. - М.: Художественная литература, 1972.


Письмо С.Я. Маршака
А.П. Бегучевой

Письмо № 183, с. 241-243.

Москва, 22 марта 1950 г.

Уважаемая
      Ариадна Петровна,

Простите, что отвечаю Вам с некоторым опозданием. Я недавно вернулся из санатории и на первых порах был очень занят.

Меня очень тронуло Ваше письмо1, и я жалею, что нам с Вами не пришлось увидеться лично. Гораздо легче рассказать о себе и о своей работе в устной беседе, чем в коротком письме. Полагаю, что такая беседа могла бы быть очень полезна для Вашей работы. Постараюсь ответить Вам вкратце.

Родился я в Воронеже в 1887 году. Отец работал на заводе. Он был химик-практик, изобретатель. Писать я начал очень рано, а печататься стал примерно с 1907-1908 года. Стихи мои помещались в журналах ("Северные записки", "Русская мысль", "Сатирикон" и др.). Моими "крестными отцами" в литературе были Владимир Васильевич Стасов и А.М. Горький. С первым я встретился в 1902 году, со вторым - в 1904-ом. Стасов был знаток русского народного творчества и научил меня любить сказки и былины. Но особенно большое значение в моей жизни имела встреча с Горьким. В то время ему было 36 лет, а мне 16. Из петербургской гимназии, где я тогда учился, он перевел меня в Ялтинскую и поселил в семье Пешковых. Ялту я должен был покинуть в 1906 году, когда все, кто был близок к семье Пешковых, считался "неблагонадежным". Меня вызвал директор гимназии и по секрету посоветовал уехать из Ялты во избежание ареста и высылки. Это положение лишало меня возможности продолжать учиться в России, и через несколько лет я уехал за границу, в Англию, где поступил в университет. Вернулся я на родину в 1914 году.

Во время первой мировой войны я много работал по устройству детей-беженцев, и это особенно подружило меня с той аудиторией, для которой я пишу и сейчас.

В первые годы революции я работал по организации детских домов и колоний и был одним из основателей театра для детей. Впоследствии я сочетал свою литературную работу с редакционной. Это были времена, когда советская литература для детей только создавалась.

На этой работе я еще больше сблизился с Алексеем Максимовичем Горьким. Вы, вероятно, знаете, какую роль он сыграл в воспитании нового советского человека и в создании нашей детской литературы. Посмотрите в "Правде" статьи Горького, его письмо к детям-читателям и мою статью о детских письмах, полученных Горьким перед съездом писателей, а также мой содоклад по детской литературе на этом съезде.

Очень трудно в двух словах рассказать о моей редакторской работе. Скажу только, что мне пришлось работать со многими писателями - с Житковым, Гайдаром, Ильиным, Бианки, Чарушиным, Пантелеевым, Михалковым и другими.

С Маяковским я встретился в те времена, когда шла острая борьба за новую, политическую, идейную детскую книгу и за высокое поэтическое мастерство в этой области. В этой борьбе мы оказались с ним единомышленниками, а наши нечастые встречи (я жил тогда в Ленинграде, а он - в Москве) всегда были для меня большой радостью.

О том, как я работал над книжками, о которых Вы спрашиваете, могу сейчас рассказать только очень бегло.

"Двенадцать месяцев" я писал в суровой, затемненной, военной Москве - в часы отдыха от работы в газете и "Окнах ТАСС". Мне хотелось написать жизнерадостную сказку для тех ребят, которые вновь наполнят наши театры после победы, завоеванной их отцами.

Тему "Военной почты" мне подсказали на фронте бойцы, которым я читал первую свою "Почту". Почти все, что я написал в этих стихах, мне рассказали фронтовые почтальоны.

"Ледяной остров" я начал писать, прочитав газетное сообщение о враче-герое, о его прыжке с парашютом на один из Новосибирских островов, а кончил книжку только после встречи с человеком, совершившим этот подвиг, - с капитаном медицинской службы Бурениным.

Вот Вам несколько фактов из моей жизни. Повторяю, в устном разговоре я мог бы рассказать Вам гораздо больше и полнее о сущности той работы, которую проделали писатели моего поколения. Я думаю, что для Вашей темы нужен не сухой перечень дат и внешних событий. Гораздо важнее показать хотя бы на примере одного писателя, какой путь прошла наша советская литература для детей, какие задачи она ставила перед собой и ставит сейчас. Это - главное.

Желаю Вам успеха в работе.

Сердечный привет.

С. Маршак

______________

1. В письме от 23 февраля 1950 года А.П. Бегучева (Саратов), студентка пятого курса филологического факультета университета, рассказала о своей дипломной работе, посвященной творчеству поэта; задала ряд вопросов по биографии поэта.  ↑ 

При использовании материалов обязательна
активная ссылка на сайт http://s-marshak.ru/
Яндекс.Метрика