Маршак С. Собрание сочинений в 8 томах.
Т. 8. - М.: Художественная литература, 1972.
Письмо № 389, с. 473-474.
Москва, 13 мая 1963 г.
Дорогая Альбина,
Сердечно благодарю Вас за привет и поздравление.
Как Вы сами понимаете, ответить на вопрос, поставленный Вами в письме1, очень трудно. Могу только высказать здесь основные свои соображения.
С детской литературой надо знакомить студентов как с искусством. А искусство воспринимается прежде всего эмоционально. Поэтому, говоря о каком-нибудь поэте или прозаике, надо начинать с чтения вслух стихов или прозы (целиком или в отрывках). Это чтение должно привлечь внимание слушателей не только к содержанию читаемого, но и к форме, к ритму, к звуку.
Нужно самой себе ответить на вопрос, чем привлекает Вас то или иное произведение, чем объясняется его запоминаемость, чем достигается целостность формы.
Детей хорошая книжка учит чувствовать, мыслить, да и просто - говорить. Вот Вам один из критериев оценки книги.
Проследите, какой юмор больше всего доходит до ребят, какие образы.
Для того чтобы с увлечением преподавать литературу, нужно по-настоящему увлечься ею. Ни в коем случае не надо подходить к литературе утилитарно, как к педагогической иллюстрации. При таком подходе стирается все различие между авторами. А ведь лучшие писатели так не похожи друг на друга.
Моральные и другие выводы надо делать вместе со слушателем. Вывод должен быть непосредственным, эмоциональным, а не рассудочным. Нельзя убивать прозаическими рассуждениями поэзию, которую Вы находите в книгах лучших писателей.
Мне кажется, что Вам следовало бы параллельно с работой в педагогическом институте вести занятия с самими детьми. Думаю, что если Вы будете знакомить детей с литературой, и тут не забывая об эмоциональном начале, - непосредственно, весело, с удовольствием, - это даст Вам богатейший материал.
Вот и все, что я могу Вам посоветовать.
От души желаю Вам успеха.
Ваш С. Маршак
______________
1. В письме от 4 мая 1963 года А.Н. Белянина (Кемерово), преподаватель детской литературы в пединституте, просила посоветовать, как лучше ей преподавать любимый ею предмет. ↑