Главная > Эпистолярий > Алфавитный указатель переписки

Маршак С. Собрание сочинений в 8 томах.
Т. 8. - М.: Художественная литература, 1972.


Письмо С.Я. Маршака
A.М. Боярскому

Письмо № 278, с. 343-345.

Москва, 26 октября 1959 г.

Дорогой Арон Моисеевич,

Мне очень жаль, что моя крайняя занятость и болезнь помешали мне вовремя ответить Вам1.

Стихи Ваши я давно прочел, а теперь перечитал их заново. Несомненно, у Вас есть какое-то настоящее поэтическое чувство. Но, очевидно, Ваша жизнь сложилась так, что у Вас не было времени как следует работать над собой.

В стихах Ваших попадаются очень хорошие строчки и строфы, но почти нет целого стихотворения, свободного от безвкусицы. Пожалуй, лучше всего стихи "Я отбилась, отстала от стаи...". Это стихотворение, как видно, вылилось у Вас из души, и поэтому оно крепче и естественнее других. Уже в самом начале, в первой строке, чувствуется какая-то энергия. Но и в этих стихах следовало бы исправить строчку "Иль сожмуся в холодный комок". Эта глагольная форма устарела, хотя она еще употребительна на Юге. Мы чаще говорим "сожмусь". Поэтому кажется, что Вы пользуетесь формой "сожмуся" только для того, чтобы выдержать размер.

Очень хорошо начинается стихотворение "Картуз". Но уже во втором четверостишье слова слипаются:

...в глубокий, темный трюм свой груз...

Неплохое стихотворение "Песня тайги", но и в нем третья строчка без надобности отяжелена громоздким словом "близлежащий".

Обратите внимание и на звучание первой строки второго четверостишия ("Привелось с наслаждением услышать"). Да и не очень естественно звучит эта фраза. Совершенно рассыпается стих:

Не чувство удовлетворения...

Безвкусными кажутся мне стихи "Забеременеть от женщины".

Нельзя рифмовать "гири" и "пассажиры" ("Этот бред, Эти мысли гири..."). Приходится читать либо "гиры", либо "пассажири".

У Вас не раз встречается слово "мещанский". Но как Вы не слышите, что в классическом стихотворном размере, пригодном для романса, очень нелепо звучат строки:

И в мещанском моем окружении
Я душой не живу, а сплю.

Читая Ваши стихи, я много думал о том, у каких поэтов, на каких стихах Вы учились. Иной раз мне казалось, что в Ваших стихах заметно некоторое влияние Баратынского, Тютчева, Гейне. Но если бы Вы читали этих и других лучших поэтов достаточно пристально и вдумчиво, Вы должны были настолько развить свой вкус, чтобы не допускать легковесных строчек, совершенно не соответствующих своему содержанию, вроде:

И в мещанском моем окружении
Я душой не живу, а сплю.

Пишу я Вам это отнюдь не для того, чтобы огорчить Вас или обидеть. Но то хорошее, что я почувствовал в Ваших стихах, заставило меня пожалеть о том, что Вы не избавились от некоторой словесной неряшливости, свойственной любителям, и не усвоили той высокой культуры стиха, которую Вы можете найти в лучших образцах русской и мировой поэзии. Но, вероятно, не Вы повинны в этом, а обстоятельства Вашей жизни.

Не знаю, можете ли Вы в Вашем возрасте стать профессиональным поэтом. Но стихи пишите, - по всей видимости, Вы и не можете не писать. И побольше читайте хороших поэтов, от Пушкина и Баратынского до Блока, Маяковского, Есенина и Твардовского.

Поэт питается из двух источников: один из них - жизнь, другой - поэзия.

Не знаю, много ли пользы принесет Вам мое письмо.

От всей души желаю Вам здоровья и поэтических радостей. Жму руку.

Искренне уважающий Вас

С. Маршак

______________

1. А.М. Боярский (Одесса), рабочий завода имени Январского восстания, прислал на отзыв ряд своих стихотворений.  ↑ 

При использовании материалов обязательна
активная ссылка на сайт http://s-marshak.ru/
Яндекс.Метрика