Маршак С. Собрание сочинений в 8 томах.
Т. 8. - М.: Художественная литература, 1972.
Письмо № 328, с. 397-399.
Москва, 31 июля 1961 г.
Дорогой Игорь Яковлевич,
Я очень рад, что на Кубани еще помнят наш Театр для детей и "Детский Городок".
Сейчас я могу ответить на Ваше письмо1 коротко. Я нездоров и уезжаю завтра на месяц в санаторий.
К сожалению, многих из людей, принимавших участие в создании Театра и Городка, уже нет в живых. Умерли Е.И. Васильева, М.А. Алексинский, Б.А. Леман, С.В. Воинов, С.С. Богатырев. Где сейчас художник Я.Г. Гарбуз и А.Ф. Бенкен, - не знаю.
Вкратце расскажу Вам о тех, кого Вы упоминаете в своем письме.
М.А. Алексинский, бывший в то время заведующим обл. отделом народного образования, сделал очень много для успеха Театра. Он выхлопотал для нас помещение бывшей Рады и, насколько мог, заботился о каждом из работников "Детского Городка".
Композитор С.С. Богатырев заведовал музыкальной частью Театра. Впоследствии он был профессором Московской консерватории.
Композитор В.А. Золотарев, один из лучших учеников М.А. Балакирева и Н.А. Римского-Корсакова, насколько мне известно, жив до сих пор. (Несколько месяцев тому назад я получил от него письмо.)
Оба композитора были горячо преданы делу Театра и работали совершенно бескорыстно, так как Театр не был в состоянии оплатить по достоинству их труд.
То же можно сказать и о художниках С.В. Воинове и Я.Г. Гарбузе.
В шестом номере журнала "Театр" за этот год Вы найдете мою статью о наших лучших актерах - Д.Н. Орлове, который после Краснодара работал у Мейерхольда, в театре Революции, а напоследок - во МХАТе, и о его жене, актрисе А.В. Богдановой.
Инициаторами всего этого дела были поэтесса Е.И. Васильева и я. На первых порах наша деятельность ограничивалась только театром, а потом мы пришли к мысли о необходимости организации такого дома, где бы ребята, в своем большинстве безнадзорные в те времена, проводили значительную часть дня. Так возник "Детский Городок". В нем была и библиотека-читальня, и мастерские - столярные, слесарные, - и детский сад. Но, конечно, ядром всего Городка, объединявшим множество ребят, был Театр.
Трогательно вспомнить, что актеры Д.Н. Орлов и А.В. Богданова, которые первые месяцы работали у нас и в театре для взрослых (Театре имени А.В. Луначарского), в конце концов целиком перешли к нам, хоть мы и никак не могли обеспечить их достойным образом.
Пожалуй, самое примечательное в жизни Театра было то, что писатели, художники, композиторы и актеры работали рука об руку, в тесном контакте, интересовались всей деятельностью Театра в целом, а не только своей областью.
Вы упоминаете еще имя Л.Р. Свирского. Сейчас он работает в Издательстве Академии педагогических наук, а в то время служил в совнархозе и по совместительству заведовал административной и хозяйственной частью "Детского Городка". О нем когда-то пели в "Детском Городке":
Год не знали мы забот
Свирскому спасибо.
Он фунт хлеба нам дает
И полпуда штыба.
Штыб - это угольная пыль, которую нам выдавали в качестве пайка.
Если Вам понадобятся более подробные сведения, я с удовольствием отвечу Вам.
Мне очень дорога память об этом периоде моей жизни. Это были трудные и героические годы, а к тому же время моей молодости.
Жму Вашу руку.
С. Маршак
______________
1. В письме от 26 июля 1961 года И.Я. Куценко (Краснодар), аспирант кафедры истории СССР Ростовского-на-Дону университета, просил рассказать о людях, работавших вместе с С.Я. Маршаком в краснодарском Детском городке в 1922 году; И.Я. Куценко готовил диссертацию о культурном строительстве в Краснодарском крае в восстановительный период. ↑