Маршак С. Собрание сочинений в 8 томах.
Т. 8. - М.: Художественная литература, 1972.
Письмо № 372, с. 457.
Москва, 5 января 1963 г.
Дорогой Вадим
(простите, - не знаю Вашего отчества),
От всей души благодарю Вас за подарок - стихи Тувима1. У меня была всего одна встреча с ним, когда он приезжал в Москву, но я навсегда запомнил этого чудесного человека - "поэта с головы до ног".
Вы задаете мне трудный вопрос: какое направление в развитии детской литературы должно стать основным (в частности, в литературе для маленьких)?2
Прежде всего, я думаю, стихи для маленьких должны быть настоящими стихами, без рассудочности, от всего сердца, от радости душевной.
Во-вторых, в них должно быть ясное чувство формы, цельность рисунка, каким бы коротким или длинным ни было стихотворение. Так, как это бывает в лучших народных песенках, сказочках (вроде "Репки") или считалках. Должна быть свежесть и чистота языка.
В-третьих, стихи должны быть полны действия, игры, воображения, то есть меньше всего похожи на те вялые стишки и песенки, которые читают и поют во многих наших детских садах.
Людям, пишущим для маленьких, надо учиться у народа, у лучших мировых поэтов - и у детей.
Вот несколько мыслей, которые я мог высказать Вам экспромтом - в ответ на Ваш вопрос.
Желаю Вам здоровья и успехов.
Ваш С. Маршак
______________
1. С письмом от 31 декабря 1962 года В.А. Левин (Харьков), руководитель литературного кружка при Дворце пионеров, прислал книгу Ю. Тувима: J. Tuwim, Wiersze dla dzieci, Warszawa, 1960. ↑
2. В.А. Левин спрашивал: "Если в годы, когда Вы с Корнеем Ивановичем (Чуковским. - С. Ч.) входили в литературу, перед русскими детскими писателями стояла задача сделать детскую литературу художественной, то теперь, когда эта задача решена, какое направление в развитии литературы для детей должно стать основным? Не сформулируете ли Вы главную задачу, которую предстоит решить тем, кто сейчас начинает писать для маленьких?" ↑
Письмо № 420, с. 519-520.
Москва, 3 июня 1964 г.
Дорогой Вадим Александрович,
Получил Ваши стихи и стихи детей1.
Я очень ценю Ваш интерес к ребятам и к детской литературе, но стóит ли для этого бросать работу в НИИ, дающую Вам не только материальное обеспечение, но и связь с людьми и жизнью, - не знаю. <...>
Мой младший брат, М. Ильин, известный автор научно-художественных книг, в течение многих лет совмещал работу над весьма трудоемкими книгами со службой в Технологическом институте, а потом на заводе. И это при наличии хронической легочной болезни, отнимавшей у него так много сил!
Мне думается, что стихи и работа с детьми должны оставаться для Вас делом любви, а не профессии. Пишите стихи и печатайте их, но пока что себя, своего содержания и формы Вы в стихах еще не нашли. Может быть, это придет со временем и даже без помощи Литинститута. Пока же находите удовлетворение и в своей профессиональной работе, и в том, что Вы можете на досуге писать стихи, и в занятиях с детьми. Вот мое откровенное мнение.
Из Ваших ребят мне показались способными только двое: в первую очередь Лена Салькова (стихи про осень и "Первый ручеек") и, во-вторых, Эдик Рязанов, еще очень наивный, но пишущий с юмором.
От души желаю Вам счастья и успеха.
Ваш С. Маршак
______________
1. С письмом от 27 мая 1964 года В.А. Левин прислал свои новые стихи и сказки, а также стихи ребят руководимого им литературного кружка при харьковском Дворце пионеров; В.А. Левин писал, что принял решение полностью посвятить себя литературе, оставив работу в научно-исследовательском институте. ↑