Главная > Эпистолярий > Алфавитный указатель переписки

Маршак С. Собрание сочинений в 8 томах.
Т. 8. - М.: Художественная литература, 1972.


Письма С.Я. Маршака
Н.А. Лещинской

1

Письмо № 339, с. 416.

Москва, 16 апреля 1962 г.

Дорогая Н.А.,

Я очень рад, что Ваш двухлетний Алешка так блестяще подтвердил правильность моей мысли о том, что с Пушкиным можно и нужно знакомить детей в самом раннем возрасте1. Не беда, если они не все в этих сказках понимают. Зато очень важно, чтобы эти сказки хорошо понимали взрослые, читающие их детям вслух. А ведь стихи (Шекспира, Пушкина, Тютчева, Блока и других поэтов) по-настоящему понимают далеко не все взрослые читатели. Волшебство поэзии открывается только тем, кто пристально вслушивается, вглядывается, вдумывается в строчки поэтов.

Я считаю счастливыми людей, которые с юных лет приобщились к настоящей поэзии и серьезной музыке.

Очень хорошо, что Алешина мама это понимает.

Примите мой искренний привет и добрые пожелания всей Вашей семье.

С. Маршак

______________

1. В письме от 5 апреля 1962 года Н.А. Лещинская (Одесса), мать двух сыновей, выражала согласие с положениями статьи С.Я. Маршака "О сказках Пушкина".  ↑ 

2

Письмо № 344, с. 423-424.

<Москва, 9 мая 1962 г.>

Дорогая Н.А.
(простите, - до сих пор не знаю Вашего имени-отчества),

Тревоги и несоответствия, о которых Вы пишете1, в жизни неизбежны. Но полагаю, что, судя по Вашему письму, у Вас хватит сил, такта и чуткости, чтобы помочь сыну разобраться в том, что ему кажется противоречивым. Устранить противоречия на пути юного человека нельзя, можно только закалить его и подготовить к неизбежным трудностям. В сущности, человек как бы рождается дважды: второе его рождение зависит от него самого. Родители могут только укрепить, утвердить то лучшее и ценное в нем, что поможет ему преодолевать препятствия.

Конечно, давать заочные советы - дело очень трудное. Это все равно, что решать задачу со множеством неизвестных.

Скажу только одно: если скульптор, работающий над своим материалом, не может не считаться с его строением, то тем более должен знать и учитывать свойства, склонности и возможности своего воспитанника воспитатель. Из ребенка никогда не получится вполне то, на что рассчитывали его родители. К этому надо быть готовым. Но какое-то влияние они могут на него оказать - и, главным образом, личным примером.

Мой отец часто читал мне наставления. Но теперь я вижу, что гораздо сильнее воздействовал он на меня всем строем своей жизни, своим отношением к окружающим, своей порядочностью, которая заставляла меня прощать ему многие слабости и недостатки. Я всегда видел, как он строг, силен и принципиален в главном. Но при своей строгости он умел оставаться нашим другом, заботливо беречь дружбу с нами, детьми.

Боюсь, как бы мои слова не показались Вам общим местом, рассуждениями, не имеющими прямого отношения к данному случаю.

Но, может быть, Вы что-нибудь извлечете из этих рассуждений.

Желаю Вам, Сереже и Алеше2 всего самого лучшего.

В ближайшее время я уезжаю лечиться на юг, куда врачи посылают меня после нескольких месяцев, проведенных мною в больнице.

Если понадобится, пишите мне по московскому адресу - письма мне будут пересылать.

Жму Вашу руку.

С. Маршак

______________

1. В письме от 5 мая 1962 года Н.А. Лещинская писала о трудностях в воспитании ее старшего сына - восьмиклассника, о противоречии между идеалами, правилами, которые она хотела бы внушить ему, и его наклонностями, привычками.  ↑ 

2. Сыновья Н.А. Лещинской.  ↑ 

Система Orphus
При использовании материалов обязательна
активная ссылка на сайт http://s-marshak.ru/
Яндекс.Метрика