Главная > Эпистолярий > Алфавитный указатель переписки

Маршак С. Собрание сочинений в 8 томах.
Т. 8. - М.: Художественная литература, 1972.


Письмо С.Я. Маршака
З.Д. Федоровской

Письмо № 265, с. 326-328.

Москва, 16 апреля 1958 г.

Многоуважаемая Зинаида Дмитриевна,

Я внимательно прочел присланные Вами стихи1.

На мой взгляд, лучше других "Снегирь" и "Осень".

Вы хорошо чувствуете и умеете наблюдать природу, владеете чистым и живым языком.

Хотелось бы только посоветовать Вам избегать некоторой монотонности стихотворных размеров. Ведь один и тот же размер может звучать очень разнообразно в зависимости от интонаций. Часто эта монотонность вызывается у Вас тем, что Вы злоупотребляете женской рифмой, не чередуя ее с мужской.

Иной раз Вы строите строфу механически - безо всяких оттенков живого голоса:

Покачал в лесу травинку,
На травинке жук сидел,
Жук потрогал ножкой спинку,
Полетел и загудел.

Пожалуй, только в последней строчке можно уловить более или менее живую интонацию. Все остальное звучит, как рубленая проза. К тому же слова то и дело слипаются одно с другим.

Получается:

На травинке жуксидел.

Или:

Жукпотрогал ножкойспинку.

Надо заботиться о том, чтобы короткие, односложпые слова не прилипали к другим. Все слова должны звучать раздельно и четко. Об этом Вам следует серьезно позаботиться.

Сочиняйте стихи не про себя, а вслух, стараясь добиться полного и четкого звучания каждой строчки. Слова не должны быть смяты, скомканы в строфе. А строфа должна соответствовать живым интонациям Вашего голоса.

Пишите смело, но в то же время бережно. Очень трудно поддаются исправлению те промахи и огрехи, которые получаются в процессе небрежного писания.

Избегайте банальности. Рядом со стихами, в которые вложены живые наблюдения, у Вас нередко попадаются и шаблонные строчки, общие места.

Лучшие народные песенки, пословицы, загадки получились в результате строгого отбора, которому подвергал их автор-исполнитель - то есть сам народ. Каждый из нас должен так же подвергать строгому отбору свои строчки и строфы. Каждый из нас должен не переставая учиться у Пушкина, Баратынского, Лермонтова, как бы открывая их для себя заново.

В юности Вы вряд ли обращали внимание на живость, разнообразие интонаций, раздельное и полное звучание каждого слова в пушкинских стихах. Перечтите хотя бы стихотворение "Зимнее утро":

Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный, -
Пора, красавица, проснись...
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь...

Все стихотворение написано одним размером, а между тем какое в них богатство оттенков и настроений.

К детским стихам мы должны предъявлять не менее строгие требования, чем к стихам для взрослых.

Очень трудно давать советы и отзывы на расстоянии. Но я буду рад, если что-нибудь из того, о чем я пишу здесь, Вам в хоть какой-нибудь мере пригодится.

Если Вы хотите, я предложу "Снегиря" и "Осень" издающемуся в Москве детскому календарю2. Но позвольте мне слегка отредактировать эти стихи.

Желаю Вам успеха в работе.

С искренним приветом.

С. Маршак

______________

Печатается по машинописной копии.

1. Вместе с письмом от 4 марта 1958 года З.Д. Федоровская (г. Владимир) прислала девять стихотворений из цикла "Родная природа"; спрашивала поэта, стоит ли ей работать над стихотворениями.  ↑ 

2. Стихотворение З.Д. Федоровской "Снегирь" было напечатано в календаре для школьников в 1960 году.  ↑ 

При использовании материалов обязательна
активная ссылка на сайт http://s-marshak.ru/
Яндекс.Метрика