С.Я. Маршак - Художники - С. Левандовский - О художнике этой книги. В.М. Конашевич.


С. Маршак. "Дом, который построил Джек"
"Художник РСФСР", Ленинград, 1983.

С. Левандовский

О художнике этой книги

С. Маршак. Дом, который построил Джек.
Л., Художник РСФСР, 1983.

Владимир Михайлович Конашевич (1888-1963) известен как блестящий мастер станковой графики и книжной иллюстрации. Он успешно работал в различных техниках: рисунке и акварели, литографии, гравюре, гуаши, живописи тушью на китайской рисовой бумаге. Деятельность Конашевича - иллюстратора детской книги уже давно оценена как одно из высших достижений советской книжной графики.

Работая над пейзажами и портретами, Конашевич, по собственному признанию, отдыхал от иллюстрирования, но это занятие являлось одновременно необходимой основой его книжной графики. Показательно, что уже в самом начале своего творческого пути художник не только страшился прослыть сугубым "книжником", но и вообще не мог представить себе работы над иллюстрациями без постоянного общения с натурой.

Иллюстрации к английским народным песенкам (1923-1925) выполнены в цветной литографии. Данную технику Конашевич разрабатывал со времени появления первой своей детской книжки с картинками - "Азбуки в рисунках" (1918). Наряду с такими художниками-иллюстраторами, как В.В. Лебедев, Н.А. Тырса, А.Ф. Пахомов, Конашевич явился одним из родоначальников детской книжки-картинки, способствовал возрождению цветной литографии как искусства.

Познакомившись в 1923 году с С.Я. Маршаком, Конашевич стал первым иллюстратором молодого поэта и переводчика. "С благодарностью и гордостью могу отметить, что первые мои книги для детей [...] ("Дом, который построил Джек", "Пожар", "Сказка о глупом мышонке") были украшены рисунками В.М. Конашевича", - отмечал впоследствии писатель. Творческое содружество авторов продолжалось на протяжении долгих лет. "Дом, который построил Джек" Конашевич заново иллюстрировал и в 1936 году, и в конце 1950-х - начале 1960-х годов.

В книжке, о которой идет речь, избранная художником стилистика поддерживает и развивает ту шутливую, иногда ироничную, а подчас и сатирическую интонацию, которая столь свойственна английским "лимерикам" (этим словом обозначают те смешные нелепицы, нескладушки, которые из английского фольклора проникли и в профессиональную литературу, а позже вдохновляли не только С.Я. Маршака, но и К.И. Чуковского, и Д.Я. Хармса). Словесные определения обретают под рукой Конашевича точно найденную и в то же время отмеченную печатью свободной импровизации изобразительную форму.

Щедрый на выдумку, подчас "домысливающий" текст, художник внимательно следит за ходом сюжета, занимательно обыгрывает детали и подробности. В его рисунках много движения, выразительны позы и жесты персонажей - как людей, так и животных, причем нередко дается лишь лаконичный абрис фигуры.

Впервые эта книга была выпущена в 1923 году; наше переиздание делается со второго издания 1925 года, немногим отличающегося от первого. При всей общности подхода к задаче, единстве принципов иллюстрирования рисунки 1923 года в целом более объемны и подробны, более детальны, чем позднейшие литографии. Последние более плоскостны, выверены, отличаются особенно выразительной, гибкой и пластичной линией, изображение в них дается буквально несколькими острохарактерными штрихами, причем рисунок деликатно сочетается с легкой коричневатой и зеленоватой подцветкой. (Этот прием нередко использовался и в станковых произведениях художника 1920-х годов). Иногда Конашевич вводит в свой рисунок и силуэт.

"Соединение довольно четкой, но никогда не сухой линии с тоном мне очень близко", - писал художник. Исследователями отмечалось, что цвет у Конашевича органично входит в структуру рисунка, и хотя не обязательно совпадает с линией, образует вместе с нею затейливую декоративную ткань. То же можно сказать и относительно шрифта, вводимого художником в изображение. Мастер рисованного шрифта, выполнивший массу обложек, художник по эскизам которого в 1918 году делались надписи на гранитных плитах памятника Борцам революции на Марсовом поле в Ленинграде (архитектор Л.В. Руднев, текст А.В. Луначарского), Конашевич в 1920-е годы разработал несколько вариантов шрифта, построенного на сочетаниях штрихового и тонового пятна, простейших геометрических элементов и затейливых росчерков. В книжке "Дом, который построил Джек", использован особый образец шрифта собственного изобретения. "Этот шрифт следует воспроизводить красками, - пояснял автор, - более светлым то, что сделано решеткой, и более темным (любым) или черным - то, что сделано сплошной заливкой. [...] Рамка составлена из различных элементов орнамента, в одном типе. На эту тему может быть бесконечное количество вариантов." (На первой странице настоящего переиздания воспроизводится обложка книги, на третьей - ее титульный лист).

И в рисунках, и в характере начертания надписей ощутимы отзвуки различных художественных течений того времени, а более всего - стилистика "Мира искусства", к младшему поколению представителей которого принадлежал Конашевич. И в то же время неизменно прослеживается почерк самого художника, сплавляющего воедино различные влияния и всегда остающегося самим собой. Эти иллюстрации Конашевича принадлежат своей эпохе, что ощущается в малейших элементах оформления книги, но, несмотря на это, а отчасти и благодаря этому, они интересны и нам, сегодняшним читателям и зрителям - и взрослым, и детям. Внимание к творчеству Конашевича с годами возрастает, и это не удивительно, так как, по словам В.В. Лебедева, "он был мастером: то есть задачи, которые он себе ставил, разрешал ясно и гармонично".

При использовании материалов обязательна
активная ссылка на сайт http://s-marshak.ru/
Яндекс.Метрика