Главная > Художники > А.Ф. Пахомов

А. Пахомов. Про свою работу в детской книге.
М., "Детская литература", 1982. С. 64-68.

А. Пахомов

"Наш отряд"

А. Пахомов, С. Маршак. "Наш отряд". 1937 г. Иллюстрация." title="А. Пахомов, С. Маршак. "Наш отряд"

А. Пахомов, С. Маршак. "Наш отряд".
1937 г. Иллюстрация.

В День Красной Армии, 23 февраля 1936 года, я был гостем на празднике в 7-м детском саду Петроградского района в Ленинграде. До этого мне не доводилось бывать в детских садах, и это первое посещение своеобразного детского царства произвело на меня большое впечатление. Тогда же я решил сделать серию рисунков на тему праздника.

Обдумывая эту работу, я пришел к заключению, что даже очень подробные и добросовестные зарисовки отдельных моментов игры будут все-таки выглядеть бледнее самой игры, как она есть в жизни, и не создадут верного о ней впечатления.

А впечатление это таково. Прежде всего, при входе в детсад как бы попадаешь в своеобразный мир, в некую экзотическую страну. В прихожей - маленькие вешалки, на которых вместо номерков нарисованы яблоко, морковка, груша, кролик, собачка; столы и стулья в этой стране такие маленькие, что на них боязно садиться. Кроме того, есть и совсем крохотная мебель, например кровати, где спят куклы, укутанные в одеяльца величиной с носовой платок. У кукол есть трамвай, автомобили, телеграфные столбы и музыкальные инструменты. В комнатах имеется и так называемый строительный материал, то есть легкие, сделанные из фанеры геометрические тела. Из них ребята строят и для себя и для кукол дворцы, заводы, мосты и корабли.

Все это богатство, однако, отсутствовало в том зале, где проходил праздник. На празднике, например, кавалеристы-малыши с картонными лошадками, привязанными к груди, просто по паркету маршировали перед зрителями. Если точно нарисовать, думалось мне, только ребят с картонными лошадками, получится как-то уж чересчур бедно. Будет недоставать главного - детского воображения. И кавалеристы и зрители-дети почти убеждены, что это настоящая кавалерия в большом пространстве настоящего взрослого мира, а не маленькие дети в сандалиях на паркетном полу.

И вот я решил внести в игру свою инициативу - изобразил ребят не на полу, а на мосту из детского строительного материала. Поставил на мосту телеграфные столбы и поместил под мостом уток, рыбок, парусную лодку. Рисунок, мне кажется, "зазвучал", получил тот наивно-трогательный, шутливый характер, который имела детская игра в действительности, и, на мой взгляд, стал отражением всей суммы впечатлений от детского сада, включая и детские разговоры.

Так же, дополняя виденное, я поступил и с другими моментами игры, а многие эпизоды придумал сам. Убеждение детей, что все в мире чрезвычайно интересно, их способность наделять окружающие предметы воображаемыми свойствами, способность детей убежденно представить себя взрослыми, перенестись фантазией в настоящую, "взрослую" обстановку позволили мне сочинить то, чего на празднике не было, но могло быть в детской игре.

А. Пахомов, С. Маршак. "Наш отряд". 1937 г. Разворот.      А. Пахомов, С. Маршак. "Наш отряд". 1937 г. Разворот.

А. Пахомов, С. Маршак. "Наш отряд". 1937 г. Разворот.

И когда рисунки были напечатаны (С. Маршак написал к ним стихи и назвал книжку "Наш отряд"), мне стали сообщать, что книжка "Наш отряд" помогает ребятам устраивать игры.

А. Пахомов, С. Маршак. "Наш отряд". 1937 г. Рисунок.

А. Пахомов, С. Маршак. "Наш отряд".
1937 г. Иллюстрация.

Дети, играя в кавалерию, стали сооружать мосты из строительного материала или из скамеек и под мост пускать лодки, корабли, рыб и уток; играя в моряков - сажать на мачты и реи игрушечных птиц и попугаев и брать с собой кукол со спасательными кругами; стали играть в пограничников, превращая в диверсантов кукол, ежей и кошек, то есть делать нее то, что я нарисовал в этой книжке.

Сейчас, спустя много лет, рисунки "Нашего отряда" мне кажутся несколько перегруженными, но одно качество этой серии рисунков для меня живо и сейчас и является моей заповедью: рисунок не должен остаться случайной зарисовкой, он должен давать правильное понятие о явлении во всей совокупности его сторон. А кроме того, надо стремиться так изображать жизнь, чтобы изображение само стало активным началом в ее преобразовании.



Система Orphus
При использовании материалов обязательна
активная ссылка на сайт http://s-marshak.ru/
Яндекс.Метрика