Главная > Художники > А.Ф. Пахомов

Э. Ганкина. Алексей Федорович Пахомов.
"Советский художник", 1958.

Э. Ганкина

Отрывки из книги
"Алексей Федорович Пахомов"

…Перед художником стояла задача показать маленького героя современности, который все прочнее завоевывал свое место в советской детской литературе. В содружестве с С. Маршаком, а впоследствии и с молодым С. Михалковым Пахомов с этого времени упорно работает над созданием нового типа советской дошкольной книги, в которой иллюстрации не являются простым оформлением или сопровождением текста, а становятся основным, ведущим, предельно наглядным образным средством раскрытия содержания книги. Художник становится наряду с поэтом равноправным ее соавтором. Первым опытом создания такой книги были для Пахомова "Школьные товарищи" С. Маршака (1937 г.) - книга веселых стихов о советской детворе ("Песня о первом сентября", "Школьные товарищи", "Лодыри и кот", "Считалка", "Рано вставать, рано в кровать"). Часть этих стихов печаталась и иллюстрировалась Пахомовым еще в 1935 году в книжке под названием "Лодыри и кот". Сравнение иллюстраций 1935 года с иллюстрациями 1937 года дает ясное представление о том новом типе дошкольной книги, который начал создавать художник. "Лодыри и кот" (1935 г.) - книжка в форме альбома. Рисунки выполнены литографией с подцветкой. На зеленой обложке с красно-коричневым текстом в белом клейме даны довольно условные профильные изображения двух школьников и школьницы, беседующих с пушистым котом. Решение обложки - чисто декоративное, плоскостное, так же как и решение текстовых иллюстраций, где расположенный в центре страниц стихотворный текст обрамляется изображениями, развернутыми большей частью профильно на листе сверху вниз. Мимика и жестикуляция - основные средства характеристики. Для большей выразительности художник часто прибегает к деформации, утрировке пропорций, деталей, контуров. Рисунки надолго не запоминаются, они не будят мысли. Совершенно иначе сделаны "Школьные товарищи" (1937 г.). Это большая тонкая книжка с крупными карандашными рисунками. Не рисунки здесь обрамляют текст, а скорее текст является стихотворным комментарием к рисункам, в основе которых лежит уже знакомый нам по "Бежину лугу" портретный принцип изображения героев. Школьные товарищи - это первоклассник и первоклассница, робко, но торжественно идущие в школу; маленький авиамоделист и его старший товарищ; карачаевец и таджик, маленькая грузинка и татарский мальчик, маленький казах и девочка с Валдая, украиночка и украинец; это веселые мальчишки в шапках набекрень, любящие после уроков побродить по улицам; это и лодыри с коньками под мышкой, и лентяй Вася Николаев, и другие ребята. А все рисунки в целом - яркое образное выражение живого патриотического духа дружбы детей всех народов Советского Союза, веселая и жизнерадостная галерея детских типов. Внешняя гротескность и не всегда оправданная острота жестикуляции, свойственные рисункам к "Лодырям" 1935 года, сменяются здесь разнообразием характеристик, жизненной естественностью движений. По верному выражению Н.Э. Радлова, Пахомов разрушает веками установленный шаблон образа ребенка как миловидного существа канонических пропорций, лишенного индивидуальности и характера, живущего вне времени и пространства. И действительно: в "Школьных товарищах" на страницы детской книги впервые приходит советский ребенок - будущий гражданин страны социализма. Пахомов полностью преодолевает характерное для буржуазной детской книги разделение детей на идеальных пай-мальчиков и пай-девочек, с одной стороны, и моральных уродцев, с другой. Все его герои - нормальные, здоровые советские дети. Пахомов не противопоставляет друг другу якобы биологически обусловленные "добро" и "зло", а ведет с ребенком серьезный разговор о нормах и правилах поведения в детском коллективе, о том, что такое "хорошо" и что такое "плохо". Но, может быть, не менее важен и интересен в книге характер самих рисунков, их расположение на страницах. Каждый из рисунков здесь самостоятелен, он широко развернут на зрителя крупным планом, подчас даже несколько монументализирован, но вместе с тем он строго держится в рамках книги, входит в композицию страницы, всегда предполагает около себя текст. Эта своеобразная форма сочетания принципов станкового рисунка и книжной иллюстрации найдена Пахомовым очень индивидуально, по-своему, и будет использоваться им с этих пор как основной метод иллюстрирования.

Хотя советская иллюстративная графика уже давно выработала обширный арсенал художественных средств, делающих реалистический рисунок органическим элементом книжного оформления, вопрос об элементах станкового искусства в книжной графике в течение многих лет был, да и, пожалуй, сейчас еще остается одним из актуальных, а порой и дискуссионных вопросов теории и практики советских иллюстраторов. Но именно во второй половине 30-х годов стилизаторству последователей "Мира искусства" и формализму многих исключительных сторонников деревянной гравюры как якобы единственной техники, соответствующей специфике книги, были противопоставлены развернутые циклы иллюстраций, выполненных средствами реалистического рисунка со смелым использованием станковых приемов, позволяющих полнее и нагляднее обрисовать обстановку действия и дать глубокие портретные характеристики героев. Именно в это время были сделаны в области главные завоевания, которые широко раскрыли пути для тональной заставки и концовки, для страничной иллюстрации, для иллюстрации на вклейке, в которых, не нарушая плоскости книжной страницы и единства графического декора книги, художник мог дать читателю впечатляющие картины действительности. Кукрыниксы, Шмаринов, Дехтерев, Кибрик, Каневский и многие другие - каждый работал тогда по-своему в этом направлении. Своеобразное место принадлежало здесь и Пахомову, который, как мы говорили выше, решал в детской книге проблемы, актуальные для всей советской графики. Новые средства иллюстрирования позволяли Пахомову достигнуть предельной четкости и наглядности изображения, органически сочетать художественные задачи с задачами познавательными и воспитательными, сделать детскую книгу подлинно художественным средством воспитания детей.

В большинстве своем художники, искавшие новые средства образного раскрытия содержания литературных произведений, шли по пути психологической и бытовой детализации, уточнения и углубления образных характеристик. Пахомов же, адресуясь к маленькому читателю, выделяет в иллюстрации лишь самое главное, самое интересное для него, укрупняет изображение, выдвигая его на первый план. Он еще не стремится использовать в это время тональные возможности рисунка, поскольку его не интересуют среда, фон, обстановка, а ограничивается лаконичным линейным рисунком, четко выделяющим те немногие детали, которые нужны для наглядного изображения, для цельного и связного рассказа.

Своеобразное решение такой книги художник дает, например, в двух изданиях (черный и цветной варианты) книжки-картинки "Наш отряд", созданной им в содружестве с С. Маршаком после посещения праздника в одном из детских садов Ленинграда в День Красной Армии. Наблюденные и зарисованные художником праздничные игры и выступления детей дали живой и своеобразный материал для 20 крупных страничных рисунков, к которым был написан стихотворный текст. На рисунках дети устраивают среди игрушек маленький праздничный парад, изображают пограничников, санитаров, краснофлотцев, парашютистов, летчиков, поваров. Естественно и легко, через игру, которая занимает огромное место в жизни ребенка, художник этими иллюстрациями приобщает детей к жизни взрослых, к жизни своей страны, расширяя таким образом кругозор ребенка, как бы подготавливая его к будущей деятельности. Здесь можно говорить о новой дидактике, основанной не на голом поучении, а на воспитании силой наглядного живого примера. Книжка Пахомова не только рассказывает о детской игре. Она учит ребенка, как и во что играть. <…>

Работа Пахомова над книжкой-картинкой подвела его к выполнению более трудной задачи - созданию последовательно развивающегося изобразительного рассказа, тесно сплетенного с литературным текстом и кое в чем его дополняющего. Иллюстратор книги для взрослых может свободно выбирать те или иные образы и ситуации соответственно своему пониманию книги и своим индивидуальным склонностям. Иную задачу ставит перед художником маленький читатель, который прежде всего "читает книжку по картинкам" и должен вынести из них цельное, законченное впечатление. Благодарную основу для создания такого изобразительного рассказа Пахомов нашел в стихотворении С. Маршака "Рассказ о неизвестном герое" (1938 г.). Книга, созданная Маршаком и Пахомовым, была одной из лучших довоенных детских книг.

Кто из нас не знает знаменитого "Пожара" С. Маршака с хорошо известными иллюстрациями В.М. Конашевича? Кто не помнит старого пожарника Кузьму, спасающего на горящем чердаке кошку? Каланчу на базарной площади, народ, в страхе толпящийся у горящего дома, плачущую на скамейке виновницу пожара - девочку Лену? Прошло пятнадцать с лишним лет, и тема "Пожара", по-новому переосмысленная Маршаком, перешла в "Рассказ о неизвестном герое". Поэму об одном скромном герое, умело выполняющем свой служебный долг, сменяет здесь подлинный гимн новому, массовому герою - советской молодежи. Подвиг парня в белой футболке, спасшего из огня девочку и тут же скрывшегося в уличной толпе, в стихах Маршака и рисунках Пахомова становится рассказом о советских людях, каждый из которых может стать героем. "Рассказ о неизвестном герое", - писал сам Пахомов, - это стихи о нашей молодежи, о рядовых людях нашей страны. Я вижу их ежедневно, они мне дороги и милы, мне хочется их изображать. В рисунках этой книги - молодежь 24-й литографии, с которой я рядом живу и в которой часто бываю. Милиционер - это наш участковый милиционер, пожарники - это пожарники нашей 10-й пожарной части Петроградского района, "неизвестный герой" - это мой знакомый, студент Института физкультуры имени Лесгафта, тяжелоатлет, рекордсмен по поднятию тяжестей, и, наконец, я даже изобразил самого себя в роли одного из пожарников. Мне хотелось сделать книгу "Рассказ о неизвестном герое" такой, чтобы стихи и рисунки в этой книге дружно пели гимн рядовым людям нашей Родины"1. Так в иллюстрациях Пахомова образы Маршака наполняются жизненной конкретностью и обаянием. Здоровые и веселые юноши и девушки, идущие по улицам столицы, ловкие и смелые пожарные, участковый милиционер живут и действуют в общей оптимистической атмосфере дружбы и единства. Специфическими художественными средствами Пахомов последовательно вводит маленького зрителя в обстановку и действие поэтического рассказа о герое и с наглядной убедительностью доносит до ребенка идею писателя. Прежде всего он изображает на обложке основной эпизод спасения из огня девочки, как бы сразу говоря, о чем идет речь в книжке, увлекая, заинтересовывая читателя. Затем книжка открывается фронтисписом, где среди прохожих милиционер и пожарный ищут "неизвестного героя". Сам герой, как следует из текста, показан на одной из первых страниц едущим на площадке трамвая мимо горящего дома. Последующие события развиваются со стремительной быстротой. Неизвестный герой взбирается по водосточной трубе, чтобы выхватить из пылающего окна девочку, протягивающую к нему руки. Вот он уже несет ее, осторожно ступая по карнизу. Верхние этажи огромного каменного дома охвачены дымом и пламенем. Стоящие на мостовой люди с тревогой следят за маленькой фигуркой человека, несущего ребенка по карнизу к балкону одной из квартир. Мчатся по площади пожарные. Вот они принимаются за работу и, разворачивая ленты брандспойтов, отвечают подбегающей к ним полной отчаяния матери, что ребенка в горящем здании нет. В этот момент незнакомый парень выносит девочку из ворот обгоревшего дома и, отдав ее обрадованной женщине, вскакивает в проходящий трамвай. Начинаются поиски спасителя. Но его трудно найти, потому что он - обыкновенный парень в белой футболке, потому что на него похожи многие идущие по Москве парни и девушки, и каждый из них может и готов совершить подобный подвиг. И все же на одной из последних страниц (хотя по тексту герой так и остается неизвестным) художник показывает своего героя, зная, какое удовлетворение испытает, увидев его на рисунке, маленький читатель книги. На четвертой странице обложки он помещает рисунок, изображающий мальчика, спасающего из огня куклу, - игровой момент, наталкивающий ребенка на желание подражать герою.



Примечания

1. А. Пахомов. Художник в детской книге, "Детская литература", 1939, № 4.  ↑ 

Система Orphus
При использовании материалов обязательна
активная ссылка на сайт http://s-marshak.ru/
Яндекс.Метрика