С.Я. Маршак - Художники - В. Кузнецова, Э. Кузнецов - "Почта"


В. Кузнецова, Э. Кузнецов. Цехановский.
"Художник РСФСР". Л., 1973. С. 28-42.

В. Кузнецова, Э. Кузнецов

"Почта"

О самой лучшей книге художника надо сказать особо. Это "Почта" С. Маршака. Выпущенная с рисунками Цехановского в 1927 году, она приобрела громадную популярность и переиздавалась множество раз. Популярность была заслуженной. "Почта" - отличное произведение графического искусства. Она оказалась одной из последних работ Цехановского в книжной графике и вобрала в себя все лучшие стороны его творчества, словно подвела итог целому этапу его развития.

Веселая обложка с громадной красной маркой и озорными штемпелями "Ленинград - Москва - Радуга". Крепко и плотно скомпонованные развороты переполнены яркими рисунками. Рисунки эти при всей их упрощенности, даже схематичности - остры и характерны. Образно показаны Берлин, Лондон, Бразилия. Каждый почтальон отличается от других не только сложением и цветом лица, но и походкой.

Книгу окрыляет романтический восторг перед громадным миром, который наполнен паровозами, самолетами и океанскими пароходами. Мир удивителен и полон красоты. Мир подвижен и беспокоен. А с этой романтикой соседствует и добрая ирония, которая приземляет всякую экзотику, делает большой мир немного игрушечным и доступным.

Книга очень красива по цвету. Художник расчетливо распорядился тремя основными красками, подобрав их оттенки (оранжевато-красная, синеватая и неяркая желтая), укрепляя их сочной черной и добавляя кое-где оливковую или рыжую. Книгу приятно листать: она яркая, броская, и каждый разворот - новое зрелище.

Однако всего этого было бы мало для успеха "Почты". Главное здесь то, что художник не просто создал ряд хороших рисунков к стихотворению. Недостаточно говорить о каждом из них в отдельности. Рисунки эти вместе друг с другом, вместе со страницами, на которых они размещены, вместе с текстом стихотворения образуют целостное самостоятельное произведение. Его целостность, прежде всего, определяется точным композиционным решением всей книги. А решение это подсказал текст.

Сюжет "Почты" - своеобразная эстафета почтальонов. Она символизирует собой единение людей труда, служащих человечеству. Сюжет книги - непрерывное движение: письмо едет в поезде, летит в самолете, плывет на пароходе в погоне за Борисом Житковым.

Движение перешло в макет книги. Почтальоны идут все в одну и ту же сторону. Конечно - слева направо, то есть вместе с читателем, перелистывающим страницы. Их движение закреплено заметными деталями: в Берлине автомобили, три из которых самые заметные и выделенные цветом, на переднем плане, едут направо, и дирижабль летит направо; а в Лондоне направо едут двухэтажные красные автобусы; направо идет пароход; направо смотрит и Житков на последней странице. Это движение активно побуждает читателя перелистывать страницы, подталкивает его, а самой книге придает композиционную цельность. Это уже не просто книжка с картинками, а овеществленное путешествие по миру.

(Небезынтересно сравнить эти иллюстрации с другими, выполненными в наши дни. Ю. Коровин - обаятельный художник, но станковист, слабо чувствующий книгу. Он насытил "Почту" множеством разнонаправленных картинок. Движение остановилось. Остановилось движение и в рисунках опытного художника Ф. Лемкуля. А А. Елисеев и М. Скобелев уловили эту особенность "Почты" и по-своему сумели ее выразить.)

Секрет "Почты" Цехановского в том, что здесь вновь применен принцип монтажа. Монтажные приемы вообще не чужды книге. Вся книга есть монтаж разворотов: переворачивая страницы, мы переходим от одного образа к другому, они сталкиваются в нашем сознании, столкновение дает новый, монтажный, образ. Так художник может организовать в книге движение.

Цехановский настойчиво тянулся к монтажу. Он сочетал разнопространственные явления в одной композиции ("Ураган"). Он пробовал создать и образ текущего времени, сопоставляя разновременные явления в рисунках, удаленных друг от друга, как в стихотворении Маршака "Приключения Стола и Стула": аккуратно прибранная комната (в начале книги) и та же комната, приведенная в беспорядок бегством Стола и Стула (в конце книги).

Нечто подобное есть и в "Почте". На второй странице изображено письмо, отправленное Борису Житкову,- с аккуратными надписями, разноцветными марками, штемпелями и наклейками - нарисованное с присущей художнику любовью к разнообразию фактур. Оно же возвращается на последней странице - на нем новые наклейки, новые штемпеля и надписи, а старые энергично перечеркнуты толстым красным карандашом. Их сравнение создает образ прошедшего времени.

Но сильнее всего проявляет себя монтаж именно в сопоставлении непосредственно идущих друг за другом изображений, которые подчиняются определенному переменчивому ритму. В "Почте" ритм этот регулируют изображения почтальонов. Индивидуальность их походки это не только (и даже не столько) желание "создать характеры" в бытово-жанровом смысле. Здесь прослежены ритмы Маршака:

Это - он,
Это - он,
Ленинградский почтальон
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Идет берлинский почтальон
Последней почтой нагружен
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
По Бобкин-Стрит, по Бобкин-Стрит
Шагает быстро мистер Смит
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Под пальмами Бразилии
От зноя утомлен,
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Отсюда и пришла торопливая, бодрая походка ленинградского почтальона, солидная, тяжелая - берлинского, четко-сухая - лондонского, утомленно-вялая и плавная-бразильского. Книга обогатилась разнообразием ритмов. Это синтез графики и слова, или даже графики и музыки, воплощенной в словесном ритме.

Внимание Цехановского к монтажу, к передаче движения, к ритму в это время не было случайным. Именно тогда, достигнув значительных успехов и, казалось бы, получив возможность развивать достигнутое, он задумывал измену книжной графике.

При использовании материалов обязательна
активная ссылка на сайт http://s-marshak.ru/
Яндекс.Метрика