Главная > Художники > М.П. Митурич

Источник:

Ганкина Э.З. Май Митурич. -
Л.: "Художник РСФСР", 1988. -
Стр. 17-19, 44, 49-50.

Э. Ганкина

Отрывки из книги
"Май Митурич"

После окончания в 1953 году Полиграфического института Митурич еще некоторое время продолжает выполнять оформительские заказы, выкраивая летние месяцы для поездок по стране, во время которых он много рисует с натуры. И лишь с 1956 года, приобретя некоторый опыт в рисунке, окончательно оставляет работу оформительского характера и обращается к давно привлекавшей его детской книге.

Участие в иллюстрировании сборника китайских сказок "Золотой фонарик" (Детгиз, 1957), иллюстрации к книгам С.Я. Маршака были первыми опытами Митурича в этой области1. Но прошло еще несколько лет настойчивой работы, прежде чем устремления художника, лишь наметившиеся в этих и в последовавших за нами изданиях2, обрели отчетливую форму, сложились в индивидуальный стиль, одной из основных черт которого был хорошо усвоенный Митуричем лебедевский принцип: "Рисунок должен быть таков, чтобы ребенок мог войти в работу художника, то есть понял бы, что было костяком рисунка и как шла его стройка"3.



Конец 1950-х годов был временем, когда иллюстрирование литературы для детей требовало обновления, притока свежих творческих сил. Детская (особенно дошкольная) книга не меньше, чем живопись, скульптура и графика, нуждалась в преодолении штампов, в создании живого динамического языка. Митурич, конечно, знал, что именно этот язык отвечает потребностям детского восприятия. Однако так думали тогда далеко не все: распространенная и узаконенная в графике предшествовавших десятилетий "тональная манера" не могла не оказать дурного влияния на издательские требования и на творчество художников, работающих для маленьких детей. По определению одного из старейших советских мастеров графики В.М. Конашевича, "станковая картина со всей своей тяжелой артиллерией [...] коснулась и детской книги. Под тем прежде всего предлогом, что в книге для детей принято помещать цветные картинки"4. Грани специфики дошкольной книжки таким образом стирались, многим казалось, что создание книжки-картинки для маленьких - вполне доступно каждому станковому графику и живописцу. А время между тем требовало расширения книгоиздательского дела во всех областях. В стране открывались новые и оснащались старые издательские и полиграфические центры. В 1957 году в Москве, наряду с Детгизом, было создано новое издательство литературы для детей "Детский мир". Детские книги начали выпускать издательства "Советская Россия" и "Молодая гвардия". Все эти издательства искали среди художников людей, заинтересованных в работе для детей, способных не только с увлечением ей отдаться, но и понять ее специфику.

С.Я. Маршак, который когда-то был организатором и вдохновителем деятельности многих замечательных мастеров советской живописи и графики в книге для детей, теперь активно способствовал приобщению к тому же делу совсем молодых иллюстраторов. И как всегда, за что бы ни брался Маршак, он глубоко и страстно вникал в работу тех, кто иллюстрировал его стихи.

М.П. Митурич: В 1948 году Самуил Яковлевич согласился позировать художникам. Это было в ЦДРИ. Ему понравился мой набросок. Он расписался на нем, и мы познакомились. Снова я увидел его только в 1956 году, когда в первый раз иллюстрировал его книжку. С этих пор мне довольно часто приходилось делать рисунки к его книжкам [...] Мне нравилось его отношение к иллюстрациям. Он придавал большое значение ритмической связи рисунка и стихов. Образцом такой связи он считал, по-видимому, лебедевский "Цирк".

По проволоке дама
Идет, как телеграмма, -

скандировал Самуил Яковлевич и посылал Розалию Ивановну, бессменного секретаря и домоправительницу С.Я. Маршака за лебедевской книжкой5.

Беседуя с представителями нового, молодого поколения литераторов и художников, обратившихся к детской книге, Маршак, показывая старые книжки с иллюстрациями Лебедева, подчеркивал, что "картинка в детской книжке не должна быть фотографией или просто дублированием авторской мысли в тексте [...] она должна давать ребенку дополнительные переживания"6. Речь шла о возрождении того особого жанра книги для маленьких детей, в котором текст и рисунок, сплавляясь в синтетический образ, составляют некое новое художественное единство, где не только сюжет, но и ритм стиха или прозы находят адекватное изобразительное выражение.



Нужно вернуться к книжным работам Митурича начала 1960-х годов, чтобы проследить, как эти новые черты живописного мышления, явственные в памирских акварелях, намечались постепенно в течение десятилетия, и не в книгах о природе, а в акварельных рисунках к стихам и сказкам для маленьких. Лучшие из них, такие, как серии иллюстраций к стихам для детей С.Я. Маршака, уже тогда демонстрировали тонкое, безусловно мастерское рисование кистью.

Согласная работа художника и поэта над сборником началась за несколько лет до выхода первого тома издания в свет. Уже были выпущены отдельными книжками с иллюстрациями Митурича "Шалтай-Болтай" (1958), "Сказка о глупом мышонке" и "Угомон" (1959) - все эти стихотворения впоследствии вошли в сборник, а цветные рисунки к ним были сделаны Митуричем заново.

Между С.Я. Маршаком и М.П. Митуричем шла переписка.

С.Я. Маршак - М.П. Митуричу

Крым, Ялта, санаторий Форос-Тессели.

2.VII. 1962 г.

Мой дорогой Май,

я был очень рад получить от Вас несколько строчек. А рисунок на обороте - просто прелесть. И девочка и мальчик - именно те, о ком говорится в этой песенке. Удивительная точность, легкость и. лаконичность. От души благодарю Вас, мой милый друг, и очень хочу, чтобы когда-нибудь Вы сделали мой сборник целиком.

Для какого календаря сделан этот рисунок?

Жаль, что Вы не можете приехать в Крым. Я пробуду здесь, вероятно, до поздней осени.

Едете ли Вы в Туву и когда вернетесь?

Уж во всяком случае, очень надеюсь увидеть Вас.

Что делаете и как себя чувствуете Вы, Эра и дочка? Передайте им мой привет.

Как обстоят дела с Вашей мастерской?

Непременно напишите мне хоть несколько слов, не откладывая.

Крепко обнимаю Вас.

Ваш С. Маршак

Живу я здесь в очень пустынном месте. Вижу больше чаек, чем людей. Солнца много, но часто бушуют сильные ветры. Вот-вот снесут крышу.

Я еще не совсем окреп, но дышу легче, чем в Москве, и понемногу работаю. А как у Вас - холодно, мокро? Неужели так и не будет лета?

С. М.7

В конце лета 1962 года Маршак обратился с письмом в издательство "Советская Россия", выражая готовность составить сборник своих стихов с тем, чтобы его полностью проиллюстрировал Митурич.

Крым, Ялта, санаторий Форос-Тессели.

19.VIII. 1962 г.

Редакции детской литературы издательства "Советская Россия"

Дорогие товарищи,

художник М.П. Митурич писал мне о том, что у него был с редакцией разговор по поводу издания одной из моих книг с его рисунками. Я очень ценю этого художника и уверен, что он мог бы создать веселую и красивую - подарочную - книгу для детей.

Если издательство и в самом деле заинтересовано в этом, я готов подумать о сборнике стихов, оригинальных и переводных.

М.П. Митурич пишет, что редакция предпринимала шаги в этом направлении весной, когда я был болен.

Сообщите мне, пожалуйста, каковы намерения редакции и в каком объеме мыслится такая книга, по моему московскому адресу (Чкаловская улица, 14/16, кв. 113). Письмо мне перешлют.

С искренним уважением

С. Маршак8

Так начиналась работа над двухтомным изданием "Стихов для детей", растянувшаяся затем почти на пять лет9. Свои первые иллюстрации Митурич успел показать Маршаку, получить его одобрение: он шел согласно вслед за поэтом. Знаменитые еще с 1920-х годов старушка и пудель, герои переводов из английской детской поэзии - доктор Фостер, который отправился в Глостер, персонажи из "Королевского бутерброда", так же как из поздних стихотворений Маршака ("Угомон" и другие) - были заново переосмыслены художником в духе живой и доброй иронической фантазии.

Создание цветных рисунков к первому тому совпало для Митурича с немаловажным событием. В 1964 году Советский подготовительный комитет Международной выставки искусства книги в Лейпциге (ИБА-65) объявил в память недавно скончавшегося поэта10 национальный конкурс на иллюстрирование четырех разворотов любого из его стихотворений. В конкурсе приняли участие старейшие ленинградские мастера детской книги, работавшие с Маршаком еще в редакции ГИЗа: Е.И. Чарушин вновь после тридцатилетнего перерыва иллюстрировал стихотворение "Детки в клетке", Ю.А. Васнецов - написанную в 1946 году стихотворную пьесу Маршака "Теремок". Были представлены также иллюстрации известного московского художника Ф.В. Лемкуля, цветные рисунки, выполненные двумя молодыми графиками М.А. Скобелевым и А.М. Елисеевым к знаменитой "Почте", иллюстрации свердловского художника В.М. Воловича к маршаковскому переводу шотландской баллады Р. Стивенсона "Вересковый мед". В.Е. Цигаль показал цветные акварели к стихотворению "Мальчик, мельник и осел". Митурич подал четыре цветных акварельных разворота к "Стихам для детей" одним из последних: он сомневался, что они представят интерес для жюри. Между тем опасения его были напрасны. Акварели по достоинству оценили не только в подготовительном комитете в Москве, но и в международном жюри в Лейпциге: Митурич получил свою первую международную награду - серебряную медаль ИБА-65. Теперь надо было с еще большим упорством и ответственностью заканчивать все иллюстрации к сборнику.

Стремясь к свободе, раскованности в каждом рисунке, Митурич последовательно проводит эту свободу и в общем построении книги, в макете. Верстка оказывается столь же разнообразной, сколь и собранные в сборнике стихи. Полосные рисунки, окруженные полями, страничные рисунки под обрез, страничные и полустраничные развороты, мелкие рисунки, рассыпанные по полям. От разворота к развороту читатель получает новые зрительные впечатления. Да и сами рисунки, то прозрачно-легкие, почти монохромные, то плотные, насыщенные цветом, усиливают ощущение живой подвижности красочного ритма, вторящего ритму поэтическому и способствующего общей художественной цельности книги. Так же как в "Обитаемом острове", в этих иллюстрациях пространство условно, но предметно-образное начало стихов столь реально, столь жизненно даже в самых сказочно-фантастических ситуациях, что художник вынужден порой обозначить цветом объем или глубину. Позднее в цветных рисунках к пьесе С. Маршака "Умные вещи" Митурич более решительно отказывается от пространственных приемов изображения, более последовательно и открыто выходит на плоскость страницы.

Не изменяя вовсе рисованию цветом, он использует цветные заливки, сплошь окрашивая фон для откровенно декоративных рисунков с мизансценами, где действуют главные герои, или фоны цветных разворотов, предваряющих смену картин и действий пьесы. В этой серии иллюстраций, быть может, в силу специфики драматургической основы сюжета, уже зримо намечаются, проявляют себя все яснее принципы, которые художник разовьет позднее: декоративно-ритмическая организация цветного рисунка на плоскости, с одной стороны, и откровенно игровая интерпретация литературного содержания - с другой. Во всяком случае, ясно, что с робостью, порою с многословностью графического языка самых первых книжных опытов давно покончено, перед нами художник, который видит свою задачу не в монотонном сопровождении текста цепью его изобразительных подобий, а создает свой колористически и ритмически организованный строй образов и мотивов, в которых словесные значения сюжета обретают зримую предметно-живописную плоть.



Примечания

1. Наиболее существенными для дальнейшего направления развития художника в период до начала 1960-х годов можно считать иллюстрации к двум книгам С.Я. Маршака: "Шалтай-Болтай" (1958) в издательстве "Детский мир" и "Угомон" (1959) - в Детгизе. Оригиналы их выполнены цветной акварелью.

В 1959 году Митурич был приглашен в качестве преподавателя рисунка и живописи в Московский полиграфический институт. Но совместить преподавательскую деятельность с интенсивной работой в книжной и станковой графике оказалось не просто. В 1964 году Митурич оставил институт, чтобы целиком отдаться творчеству.  ↑ 

2. Несколько цветных детских книг 1961-1963 годов иллюстрированы Митуричем цветными мелками в сочетании с цветной акварелью, пером и гуашью. Таковы иллюстрации к книгам В. Берестова и Н. Панченко "Необычайные приключения солнечного зайчика" (М., "Детский мир", 1961), "Про пингвинов" (М., "Детский мир", 1961); к книгам Валентина Берестова "Чембулак" (М., "Советская Россия", 1961) и "Картинки в лужах" (М., "Детский мир", 1962).

Одновременно художник пробует все активнее вводить цветную акварель, сочетая перовой или карандашный рисунок с локальными заливками ярким открытым цветом. Таковы иллюстрации к книгам "Игра" Даниила Хармса (М., "Детский мир", 1962) - совместно с И. Бруни, небольшой сборник стихов С.Я. Маршака "Для маленьких" (М., "Детская литература", 1964). Работой, в которой наиболее органично соединились рисунок акварелью и цветное пятно, стала книжка "Веселые чижи" (М., "Малыш", 1965). Ее можно считать первой цельной по оформительскому замыслу и художественному исполнению работой Митурича в книге для самых маленьких. За эту книгу художник был удостоен диплома первой степени Всероссийского конкурса на лучшую книгу года. Первое международное признание работа Митурича в книге для детей получила в 1965 году на Международной выставке искусства.  ↑ 

3. В.В. Лебедев. О рисунках для детей. - Литературный современник, 1933, № 12.  ↑ 

4. В.М. Конашевич. О себе и о своем деле. М., 1968, с. 241.  ↑ 

5. Архив М.П. Митурича. Заметки к статье для сборника воспоминаний о С.Я. Маршаке.  ↑ 

6. "Я думал, чувствовал, я жил" (Воспоминания о С.Я. Маршаке). М., 1971, с. 313.  ↑ 

7. Архив М.П. Митурича.  ↑ 

8. Там же.  ↑ 

9. Первый том (или сборник, как затем его называли) "Стихов для детей" вышел из печати в 1966 году, второй - в 1971-м. В каждом довольно равномерно были представлены ранние и поздние стихотворения поэта. Оба, кроме цветных иллюстраций, имеют фронтисписы с репродукциями карандашных портретов С.Я. Маршака. В первом сборнике - это рисунок, сделанный Митуричем еще в конце 1940-х годов в Москве, во втором - портрет, рисованный в 1963 году в ялтинском санатории меньше чем за год до смерти поэта.  ↑ 

10. С.Я. Маршак скончался 4 июля 1964 г. в Москве.  ↑ 

Система Orphus
При использовании материалов обязательна
активная ссылка на сайт http://s-marshak.ru/
Яндекс.Метрика