Главная > Родные и близкие > И.Я. Маршак

Источник:

Б. Ляпунов. М. Ильин. Государственное
Издательство Детской Литературы Министерства
Просвещения РСФСР, М., 1955. 80 стр.

Б. Ляпунов

М. Ильин
Критико-биографический очерк

Предисловие

Часть 1

Часть 2.

Часть 3.

Часть 4.

Часть 5.

Часть 6.

Часть 7.

Часть 8.

Часть 9.

Предисловие

М. Ильин, один из основоположников советской научно-художественной литературы, всю свою творческую жизнь посвятил созданию книг, которые средствами искусства пропагандируют науку. Он был поэтом науки, показывавшим детям и юношеству чудесный мир, в котором сказки стали былью и быль перегнала сказки. Могущество человека, познающего и переделывающего мир, безграничные возможности раскрепощенного человеческого разума - главная тема и главный герой его произведений.

Произведения Ильина увлекают романтикой научного творчества, пафосом созидания. Они заставляют мыслить, заинтересовывают и удивляют размахом творческого гения человека. В этом видел Горький главную цель научно-художественной литературы. Он писал: "Ведь в мире нашем только это, только силы его [человека] разума, воображения, интуиция и неутомимость его в труде действительно достойны изумления".

Простота, ясность, занимательность, присущие произведениям Ильина, достигались упорным трудом. Ильин был широко эрудированным человеком, обладавшим глубокими и разносторонними знаниями. Свободно владея материалом, писатель разрабатывал не только отдельные, частные, но и комплексные темы. Многие его книги энциклопедичны в лучшем смысле этого слова, они поднимаются до высот обобщений. Ильин умел охватить одним взглядом множество фактов, нарисовать широкое полотно, увидеть взаимную связь явлений в природе.

Уменье видеть не одни только "деревья", но и весь "лес" в целом, объединить единой идеей, единым замыслом разрозненные и, казалось бы, далекие друг от друга материалы, из многих отдельных тем сделать - не искусственно, а органически - одну большую общую тему, - этим искусством владел в полной мере Ильин.

Разнообразна тематика научно-художественной литературы. Круг вопросов, которые может затрагивать популяризатор науки, достаточно велик. Велики и трудности, стоящие здесь перед литератором. Он должен, по существу, пройти вслед за ученым по пути решения проблемы и рассказать об этом так, чтобы читатель, отнюдь не являющийся специалистом, понял, заинтересовался бы, не закрыл книгу па первых же страницах. Трудности намного возрастают, когда берется не сравнительно узкая, а комплексная тема - когда из разнородных строительных материалов необходимо возвести цельное, одностильное здание.

Ильина всегда занимала такая трудная, но интересная задача. Она решается в большинстве его книг. Говоря о науке, писатель видел ее вершины, схватывал главное и скупыми штрихами рисовал широкую картину научных достижений наших дней.

"Все шире, все чудеснее мир, открытый наукой, - говорил Ильин. - Дело литературы - видеть весь мир". И в своих произведениях он стремился распахнуть перед молодым читателем дверь в этот мир.

Обладая талантом и трудолюбием, он создал целый ряд книг большой идейной и художественной ценности. В литературном наследстве М. Ильина - такие широко известные в нашей стране и за рубежом книги, как "Рассказ о великом плане", "Горы и люди", "Сегодня и вчера", "Рассказы о вещах", "Как человек стал великаном" и другие.

Книги Ильина, обогащая советскую литературу материалом науки и техники, являются ценным вкладом в развитие социалистической культуры. Они заняли достойное место в нашей детской и юношеской научно-художественной литературе, представляющей собою жанр, значение которого все более и более возрастает.

При использовании материалов обязательна
активная ссылка на сайт http://s-marshak.ru/
Яндекс.Метрика